Электронная таможня и неэлектронные проблемы

Февраль 2021 принёс нововведения в работу участников внешнеэкономической деятельности. C 1 февраля 2021 года ФТС РФ запустила процесс диспетчеризации таможенных деклараций, подаваемых участниками ВЭД.

Процесс подразумевает автоматическое распределение деклараций по центрам электронного декларирования. Однако, первые же дни работы системы диспетчеризации, которая по идее должна организовать и оптимизировать работу, вызвали целый ряд проблем.

Диспетчеризация таможенных деклараций – это автоматическое распределение деклараций на товары между таможенными органами в соответствии с установленными критериями.

Электронная таможня и неэлектронные проблемы

Таможенные органы РФ были подвергнуты реформированию. В ходе реформирования, которое было начато еще в 2018 году, было создано 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), с целью концентрации в них всего массива таможенных деклараций.

Предполагается, что создание крупных ЦЭДов позволит внедрить современные процедуры автоматического совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов (автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска).

Автоматическое распределение деклараций на товары как между ЦЭДами, так и внутри ЦЭДов между должностными лицами должно осуществляться следующим образом: в зависимости от компетенции ЦЭД по совершению таможенных операций в отношении определенных категорий товаров (подакцизные товары, нефтепродукты), в зависимости от вида транспорта, которым ввозится товар: товары, ввозимые морским транспортом, подлежат распределению в морской ЦЭД, товары ввозимые авиационным транспортом в авиационный ЦЭД, декларации на все остальные товары распределяются по ЦЭДам в зависимости от места налогового учета декларанта.

По этим критериям с 1 февраля 2021 года декларации стали автоматически поступать в соответствующие ЦЭДы таким образом:

1. Декларации на энергетические и подакцизные грузы – в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.

2. Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза – в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы.

3. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, — в Авиационный ЦЭД.

4. Декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта — графа 9 ДТ).

Алгоритм диспетчеризации должен учитывать нагрузку ЦЭДов и распределять декларации на товары либо по виду транспорта и месту прибытия груза, либо по ИНН (КПП) декларанта. При этом должна учитываться разница в часовых поясах в зависимости от местонахождения груза с учетом ИНН (КПП) декларанта.

Как утверждается в официальном сообщении ФТС РФ, диспетчеризация в пока затронула не более 5% всего объема деклараций. В основном это декларации на товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.

Однако, со стороны участников ВЭД поступают совсем не радостные отзывы на работу системы диспетчеризации.

Например, ряд ЦЭДов проводит 100% досмотр по зарегистрированным декларациям, в том числе у организаций низкого уровня риска, которым имеют право подачи деклараций в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров. Это перегружает таможенные службы, у них просто не хватает людей для досмотров в таком объеме.

Новые алгоритмы распределения деклараций на текущий момент приводят и к тому, что в ряде случаев, например, на двое-трое суток затягивается срок оформления декларации. Все это время груз находится на складе. Это вызывает дополнительные расходы на хранение и приводит к простою цепочки передачи груза.

Ситуация также осложнилась и тем, что объявления и повсеместного распространения информации о диспетчеризации с 1 февраля 2021 не проводилось. И для многих участников ВЭД это стало внезапным изменением привычных процедур. К тому же акт Минфина, в котором прописываются все детали нового порядка, не принят до сих пор. И имеют место случаи, когда груз «зависает» до выяснения, как именно нужно оформить его согласно новым правилам.

9 февраля ФТС России провела вебинар по вопросам диспетчеризации на Facebook. Ознакомиться с записью вебинара можно на официальной странице ФТС РФ на Facebook.

Электронная таможня и неэлектронные проблемы 1

В качестве материалов вебинара предлагается для скачивания презентация.

В ходе вебинара участниками ВЭД было задано более 200 вопросов по различным аспектам диспетчеризации. Ответы на них пообещали разместить на официальном сайте ФТС в разделе «Участникам ВЭД». Однако, на момент 10 февраля соответствующих материалов в указанном разделе не появлялось.

Представители ФТС предлагают частников рынка обращаться по всем вопросам в таможенные органы, который обрабатывают их декларации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *