Москва готовится к новому этапу технологической революции

2020 год станет годом обсуждения городской стратегии развития технологий искусственного интеллекта, который уже называют нефтью XXI века. Она подразумевает шесть направлений, затрагивающих все аспекты столичной жизни: «Человеческий и социальный капитал», «Городская экономика», «Городская среда», «Безопасность и экология», «Цифровое правительство», «Цифровые технологии и связь». Как воспринимает новую технологию московский бизнес, что нужно, чтобы она «взлетела»?

Всеохватность московской стратегии подтверждает свершившийся факт: в нашей жизни практически не осталось ни одной сферы деятельности, в которую бы искусственный интеллект (ИИ) не принес новые возможности. Торговля и культура, спорт и госуслуги, ЖКХ, медицина, образование, промышленность, транспорт, финансы… Где только не напрягаются сейчас электронные мозги. Их главным отличием от обычных компьютерных технологий считают способность выполнять творческие задачи, которые раньше считали только прерогативой человека. Неудивительно, что весь мир буквально заболел идеей взвалить на машины еще и эту функцию. Россия не исключение. В конце года Владимир Путин подписал указ о развитии ИИ в России и национальной стратегии по этому направлению на 10 ближайших лет.

— Почему развитие ИИ так важно именно для нас? Из-за провала 90-х по многим технологиям мы не разогнались так сильно, как хотелось бы. В то время, когда другие страны разрабатывали передовое оборудование, наши предприятия разваливались и перепрофилировались, — объясняет Лоран Акопян, исполнительный директор НИЦ оптоэлектроники, медицинской техники и искусственного интеллекта МФТИ. — ИИ — это наш исторический шанс вернуть прежние позиции на мировой арене, так как позволяет на уровне софта делать то, что раньше делало железо. А поскольку умных голов в стране очень много и их неплохо кормит государство (а роль государства тут колоссальная), есть все шансы обогнать наших конкурентов в мире.

Конкуренты, если что, не дремлют. Ажиотаж по поводу ИИ-систем там только нарастает. А раскрутили его в свое время две вещи — появление машин, способных эволюционировать, обучаясь, и нешуточный интерес инвесторов к этим технологиям.

— Какое-то время назад крупные корпорации начали активно скупать ИИ-компании, тратя на это очень приличные деньги, — рассказывает Акопян. — Facebook приобрел известный ИИ-стартап Wit.ai, Samsung выложил 215 миллионов долларов за компанию VIV Labs, Cisco купил стартап MindMeld за 125 миллионов, Semantic Machines (тоже за очень приличную сумму) стала собственностью Microsoft, ну и т.д. Когда серьезный бизнес начал тратить серьезные деньги на эти технологии, инвесторы тут же ринулись в эту область, чтобы как минимум понять, чем так привлекателен самосовершенствующийся цифровой мозг.

Так деньги развивали технологии, те привлекали новые деньги, маховик ИИ раскручивался все сильнее и не останавливается до сих пор. Наиболее перспективными, по мнению Акопяна, сейчас являются системы технического зрения, которые могут обнаруживать, отслеживать и классифицировать объекты, разговорный ИИ (всевозможные чат-боты, электронные помощники и говорящие гаджеты) и проекты в области медицинской диагностики, частично или полностью заменяющие врача. Радужные перспективы имеет также нейрокриптография, помогающая обезопасить ИИ от хакеров, и пост квантовая криптография, заточенная на защиту квантовых компьютеров.

Кстати, вопрос безопасности в использовании ИИ волнует и москвичей. Так, по данным столичного Департамента информационных технологий, 56 процентов горожан признались, что если у них и имеется настороженность в отношении некоторых вариантов ИИ, то ее бы сняла гарантия безопасности и анонимности, а 22 процентам помогли бы обучение и разъяснение принципов работы ИИ.

Настороженность эта появилась не на пустом месте — то, с какой легкостью утекают сейчас персональные (и не только) данные в сеть, знают все. А ведь работа с большими массивами данных — это для ИИ и хлеб, и масло, и бензин — без них жить и развиваться он не может. Стали они хлебом и для бизнеса, который уже оценил этот рынок в 3 триллиона рублей и сформулировал идеологию ближайшего будущего в чеканной фразе: «Большие данные — это нефть XXI века».

Проблема безопасности встала настолько остро, что в середине декабря акулы цифровизации подписали «Кодекс этического использования данных», который должен поспособствовать «осознанности и добросовестности бизнеса», налаживанию диалога с государством и защите интересов граждан в этом вопросе. Если учесть, что в числе подписантов отметились Сбербанк, то и дело становящийся героем новостей о сливе персональных данных, а также «Яндекс» и Mail.ru, доставшие контекстной рекламой, наверное, уже всю страну, особой эйфории историческое соглашение не вызывает. Думается, под красивыми словами о защите наших интересов кроются интересы несколько иные.

— Мы — потребители данных, поэтому говорим: дайте нам их побольше! — восклицает Михаил Быковский, руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти крупного банка (тоже подписавшего кодекс). — Данные должны течь — это основа современной экономики, которая все больше проникает в нашу жизнь. И нам как банку крайне нужен их государственный источник. Например, мы уже сейчас при оформлении кредита используем сведения из пенсионного фонда, чтобы подсчитать доход гражданина, поэтому мы заинтересованы в получении все более качественных и все более объемных данных от государства. Но часто бывает, что они разобщены, кроме того, в разных базах они могут отличаться. Поэтому хотелось бы, чтобы бизнесу предоставляли эту информацию на прозрачных основах, с понятным качеством и обслуживанием.

Финсектор вообще является передовиком продвижения ИИ, ведь высокие технологии особенно хорошо «взлетают» в высококонкурентной среде: в банках, телекоме, страховании, ретейле, автомобилестроении…

— Мы как-то оценивали отечественный рынок ИИ. Получилось порядка 140 миллионов долларов, — говорит гендиректор коммерческой компании Дмитрий Шушкин. — И темпы роста более 30 процентов в год. Но мировой оценивается в 6 миллиардов, поэтому очевидно, что опережающие темпы для нас будут означать только получение своей обычной доли на этом рынке, а если ее увеличивать, то темпы роста должны быть гигантские. Что нам мешает это сделать? Сложность работы с данными и непрозрачность бизнес-процессов. Две трети предпринимателей говорят, что не видят, что в их работе мог бы улучшить ИИ. В итоге все попытки применить его к цифровой трансформации приводят к фиаско. Просто потому, что люди не затрудняются проанализировать бизнес-процессы, может быть, даже с помощью того же ИИ. И вторая большая проблема нашего бизнеса — люди очень боятся ошибиться. Это приводит к тому, что, если ты приходишь с инновационным предложением к нашему клиенту, он запрягает очень долго — примеряет, считает эффективность, думает, получится или нет… Так проходит год, полтора, два, весь мир уже ушел вперед, а там все считают… В США все иначе.

Ты приходишь с хорошей темой, и ее сразу пробуют в деле. Если она выдает результат, ее ставят в шорт-лист технологий, которые прорабатываются глубже, и если она и там доказывает свою состоятельность, то попадает в продакшен. В общем, мы должны наконец понять, что тот, кто не ошибается, ничем не лучше того, кто ошибается. Второй даже лучше, потому что он уже знает, куда ходить не надо.

При этом, как показывают опросы, наш бизнес прекрасно понимает, с чем ему предлагают иметь дело.

— По нашим данным, 43 процента компаний малого и среднего бизнеса не планируют использовать ИИ в своей деятельности, — говорит Владимир Месропян, руководитель Проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика». — При этом больше 90 процентов из них прекрасно знают об этих технологиях, понимают их суть, то есть до всех уже дошла эта волна хайпа. И это случилось всего за год с небольшим! Но то, что чуть ли не половина аудитории так и не почерпнула из нее никаких возможностей, — проблема, которую придется решать дальше. Кстати, чуть больше 40 процентов предпринимателей считают, что проблему решили бы программы переподготовки кадров — если прогнать через «мясорубку ликбеза» персонал, пришло бы переосмысление ИИ, которого нам так не хватает. 54 процента считают, что нужны программы профессионального образования по теме ИИ, и даже готовы за него платить, а 42 процента заинтересованы в финансовой поддержке этих технологий.

И тут, по мнению Месропяна, кроется еще одна проблема: — Прежде чем запускать любые меры поддержки, нужно сделать как минимум три вещи. Первое — четко разделять, что такое ИИ, а что такое традиционные средства автоматизации.

Потому что на волне ажиотажа сейчас на рынке к любому коробочному решению стараются добавить волшебную фразу «технология искусственного интеллекта». И как только объявят о мерах поддержки, таких «продвинутых» компаний станет больше. Вторая задача — пропаганда эффективных ИИ-решений, обеспечение их массовости и доступности, чтобы представители разных отраслей понимали, какие продукты и для чего им нужны. Ну и третье — совершенствование законодательства, о чем говорят больше трети предпринимателей. Это и законы о персональных данных, и законы об информации и информационных технологиях. То есть работа предстоит комплексная и довольно большая. Но она того стоит.

СТАТИСТИКА

Иван Бутурлин, руководитель продукта «Аналитика» Департамента информационных технологий Москвы:

— Не так давно мы опрашивали москвичей — хотели узнать, что они думают об искусственном интеллекте. И получили довольно позитивные цифры — каждый второй москвич хотя бы раз, но пользовался тем или иным вариантом ИИ, а 93 процента поддерживают создание и развитие таких проектов в столице.

В этом есть и заслуга наших городских сервисов, активно использующих ИИ, и заслуга рынка в целом.

Так, недавно «Яндекс» сообщил, что существенная доля его выручки приходится как раз на сервисы, использующие алгоритмы на основе ИИ — например, такси.

А им, как известно, москвичи пользуются очень активно. А еще — ежедневно ездят на транспорте, ждут его на умных остановках, записываются к врачу, смотрят отметки ребенка в электронном дневнике и т.д.

В целом же эта случайная репрезентативная выборка показала, что 10 процентов столичных жителей очень много знают об ИИ, 48 процентов — наслышаны, 35 процентов мало осведомлены об этой технологии и лишь 7 процентов ответили, что совершенно не в курсе, что это такое. Более того, 72 процента опрошенных за яви ли, что полностью доверили бы ИИ-системам охрану собственного дома! Для меня, если честно, это было удивительно — я бы, например, это вряд ли сделал, все же видели, наверное, то хайповое видео, где человек идет домой после стоматолога (с раздутой щекой, измененным голосом) и не может попасть внутрь, потому что система его не узнает.

Его уже и дождь мочит, и снег на голову сыплется, а он все стоит перед дверями… Так что очень приятно, что множество москвичей так доверительно относится к высоким технологиям.

Кстати, очень интересно было сопоставить наши цифры с похожим исследованием Российской ассоциации электронных коммуникаций, которая опрашивала отечественный бизнес.

Там ничего не знающих об ИИ оказалось больше — 11 процентов, а 43 процента заявили, что не используют и не собираются пользоваться им вообще… Как известно, ИИ учится на больших массивах данных. Мы спросили москвичей, какими сведениями они готовы пожертвовать ради развития технологии. Оказалось, что меньше всего люди готовы делиться данными о своем здоровье и финансовом поведении, но довольно спокойно расстались бы с данными о предпочтениях в музыке и кинематографе, а также с информацией о выбранных программах и результатах обучения.

В Москве аудитория ИИ — это миллионы человек, которые ежедневно пользуются массой всяких цифровых сервисов, привыкли получать их качественно, в любом месте, в любое время и с любого устройства. И для нас это является ежедневным вызовом, пониманием, что мы не должны отставать.

Сейчас Москва находится на стадии разработки собственной стратегии развития ИИ и, естественно, смотрит на то, что происходит сейчас в мире, беря на вооружение лучшие практики.

Пока в рейтинге готовности мегаполисов к внедрению ИИ мы находимся на 10-м месте (первые места занимают Лондон, Нью-Йорк и Париж), но прекрасно представляем, как за короткое время войти в топ-5.

Например, нужно сократить время выхода технологичных продуктов на рынок.

Автор: Екатерина Головина

источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *