ТОРы подвергли сомнению

Концепция так называемых «территорий опережающего развития» (ТОР), которую активно продвигают власти Приморья и руководство Минвостокразвития, подвергается критике на самом высоком уровне.

ТОРы подвергли сомнению

— Важно, чтобы одним из главных критериев отнесения к территориям опережающего развития был интерес самих инвесторов, потому что мы можем насоздавать всё что угодно, а инвесторы туда не пойдут, не приедут, — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания по вопросам опережающего развития Дальнего Востока. По его словам, это могло бы стать «худшим воплощением инвестиционной политики на Дальнем Востоке».

Именно таково положение с ТОРами в Приморском крае, да и на всем Дальнем Востоке. Анонсированы проекты десятков таких образований с самой разной ориентацией — от туризма до выращивания и переработки сои. Однако кто и в каком объеме будет вкладывать средства в эти проекты — неизвестно.

Ведь деньги не идут и в уже действующие СЭЗ. Портовая экономическая зона в Советской Гавани (Хабаровский край) действует с 2009 года, и до сих пор в нее официально не вошел ни один резидент! Сегодня, наверно, мало кто помнит, что туристско-рекреационная зона официально существует и на острове Русский — она была создана во время подготовки к саммиту АТЭС на острове Русском во Владивостоке. Но результат пока строго равен нулю.

Исключения из правила единичны. Это ОЭЗ во Владивостоке — компания «Соллерс» готова дать деньги на проект, так как уже имеет эффективно работающее сборочное автопроизводство и в этом случае просто хочет получить дополнительные преференции. Но будет ли от этого результат для столицы Приморья? Не окажется ли новая ОЭЗ лишь формой субсидирования производства «Соллерса», как стал таковым льготный тариф на перевозку автомашин, собранных на заводе того же «Соллерса»?

— Нами была проведена помимо законопроектной работы также работа маркетинговая и полевая. В ходе полевой работы отобраны 14 наиболее подходящих для предложения инвесторам площадок. В ходе маркетинговой работы проведено несколько десятков встреч-презентаций с потенциальными инвесторами территорий опережающего развития», — отметил Александр Галушка, министр Минвостокразвития.

Но сколько из этих потенциальных инвесторов станут реальными? И найдутся ли таковые вообще?

— Вот мы говорим: территория опережающего развития. Мы знаем, что у нас уже есть опыт работы особых экономических зон, не очень успешный. Мы, собственно, уверены, что территории опережающего развития этот опыт не повторят. На чём основывается эта уверенность? Мы не пытаемся создать какую-то оболочку просто в бумагах, просто прописав её в кабинетах здесь, в Москве. По территориям опережающего развития уже сейчас, ещё до принятия закона, ведётся большая полевая работа, — утверждает Дальневосточный полпред Юрий Трутнев.

— Это очередная попытка доказать населению Дальнего Востока, что правительство занимается проблемами региона, делает всё, чтобы здесь создавались рабочие места, чтобы население не уезжало, — говорит Александр Латкин, директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС. – Будет ли она удачной — вопрос. За последние 20 лет таких попыток сделано очень много, и все они были неудачными. Это свободные экономические зоны в Находке, в Еврейской автономии, на Сахалине. Была идея, при Евгении Наздратенко, весь Приморский край сделать зоной особого хозяйственного развития, чтобы все налоги оставались здесь. Борис Ельцин так и не довёл дело до принятия закона по свободной экономической зоне. Потом пошли уголовные дела. А средства — разворовали.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *