Торгуем онлайн

В России активное развитие электронных торговых площадок началось в 2005 году, когда появился Федеральный Закон №94, предписывающий проведение электронных аукционов государственным и муниципальным учреждениям. За несколько лет рынок электронных торгов значительно расширился и укрепился, в том числе и в сфере коммерческих закупок. Сегодня практически каждая крупная компания, ведущая активную закупочную деятельность, проводит тендеры на электронных торговых площадках — в современном обществе успех бизнеса во многом зависит от умения своевременно осваивать новые технологии. О том, как принять участие в электронных торгах рассказывает Анастасия Некрасова, руководитель направления «Электронные торговые площадки» группы компаний «Деловая сеть».

торги

— Какие преимущества получает компания, освоившая новую форму торговли?

— Законы сегодня в ряде случаев, например при заключении договоров госструктурами, прямо предписывают проводить такие сделки только с помощью электронных аукционов. Как следствие, более 200 тысяч государственных заказчиков размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей в год, и сотни тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы. И любая компания любой формы собственности, как и любой индивидуальный предприниматель, может принять участие в таких аукционах.

— То есть электронные торги проводят в основном для госзаказчиков?

— Нет, этот вид коммерции быстро развивается и в частном секторе — во всех сферах, от продажи сыра до аренды вагонов. Но наиболее активны в этом отношении энергетика и транспорт. Компании и предприниматели переходят на электронные торги, это позволяет снижать издержки бизнеса.

Чтобы компании из Владивостока поучаствовать в традиционных торгах, проходящих, допустим, в Москве, ей надо направить в столицу пакет документов. Возможно, представителю компании придется даже приехать лично, причем не один раз — сначала на стадии подачи документов, второй раз на стадии их вскрытия (если это аукцион или конкурс). Потом новая поездка — чтобы заключить договор с заказчиком. В варианте с электронными площадками всего этого уже делать не надо — взаимодействие сторон происходит удаленно.

Для участия в торговле организация должна получить (если его еще нет) сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП), потом пройти аккредитацию на торговой площадке.

– Для каждой площадки свой сертификат?

— Нет, мы выдаем комплексные сертификаты двух видов — один для работы со всеми площадками системы госзаказа (таких площадок пять) или же полный сертификат, подходящий как для участия в торгах за госзаказы, так и для работы на всех торговых площадках, входящих в Ассоциацию Электронных Торговых Площадок (АЭТП). В эту ассоциацию сегодня входит большая часть действующих в России торговых площадок.

Следующий этап — установка необходимых программ и их настройка. Это КриптоПро, Capicom, корневые сертификаты. Все это делают наши специалисты.

Далее — аккредитация на торговых площадках. Процедура бесплатна, по сути это регистрация нового участника. На коммерческих площадках это происходит в течение 1 дня, на площадках, ориентированных на госзаказы, аккредитация проходит в течение 5 дней.

— Что нужно для аккредитации?

  • Заполнить заявку и прикрепить следующие документы:
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, полученные не ранее чем за шесть месяцев;
  • копия учредительных документов участника размещения заказа;
  • копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо. Также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме, заверенная печатью участника;
  • решение об одобрении или о совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Далее необходимо выбрать сертификат для подписи, и отправить анкету и документы оператору торговой площадки. После отправки заявки на аккредитацию необходимо подтвердить адрес электронной почты, только после этого подтверждения заявка будет рассмотрена оператором.

Уведомление о результатах рассмотрения аккредитации будет прислано как на адрес электронной почты, указанный при заполнении анкеты, так и в закрытую зону (веб-часть либо программу АРМ Поставщика). При отказе в аккредитации в письме обязательно будет указана причина.

Замечу, что мы оказываем помощь как в аккредитации, так и в подготовке документов.

После прохождения аккредитации организация перечисляют денежные средства на счет электронной площадки

— За участие в торгах берут деньги? И много?

— Нет, участие в торгах бесплатно. Данные средства служат в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах. Деньги остаются на лицевом счете и возвращаются организации по окончании торгов. Размер залога регламентируется 94-ФЗ.

Затем участник подает заявку на участие в электронном аукционе и получает уведомление от оператора торговой площадки, где указан номер извещения электронного аукциона, регистрационный номер заявки, дата и время получения заявки, дата и время проведения электронного аукциона. Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении.

— Выглядит совсем непросто…

— Для «новичка» процедура действительно может показаться довольно запутанной — этакая многоходовка, где нельзя допускать ошибок, за которые могут не допустить к торгам. Но на самом деле все совсем не так страшно. Мы оказываем содействие на каждом шагу, помогая избежать ошибок. К тому же все участники торгов уверяют, что после первой же проведённой процедуры, после первого участия в торгах, всё становиться предельно понятно.

— Как проходят сами аукционы?

— Процедура проведения электронного аукциона схожа с механизмом обыкновенного. Если проводится аукцион по закупке от государственного или муниципального заказчика, то торговля идет на понижение стоимости лота. Заказчик выставляет свой лот и устанавливает в качестве начальной цены максимальную сумму, которую он готов заплатить за лот. После этого потенциальные поставщики в режиме реального времени направляют свои ценовые предложения, причем подавать заявки участник аукциона может неограниченное количество раз. Победителем оказывается тот, кто предложит свои услуги или товар по наименьшей цене. Аукцион в электронной форме считается завершенным, если в течение 10 минут после последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения о более низкой цене контракта.

Если же электронная торговля идет между иными категориями участников, то могут быть и другие формы проведения аукционов

— А как найти нужные аукционы? Допустим, компания, производящая, скажем, рыбные консервы, хочет продать свою продукцию посредством электронных торгов. Как ей найти заказчика? Ведь аукционов проводится невероятное множество…

— В интернете каждая торговая площадка публикует информацию, какие лоты выставлены на аукционы. Вы получаете всю нужную информацию, не роясь в газетах, не обзванивая потенциальных клиентов по телефону, а просто заглянув на сайт торговой площадки и проведя поиск. Если речь идет о госторгах, то сводная информация собирается на сайте http://zakupki.gov.ru. И поставщик с помощью системы поиска также может найти интересующие его аукционы.

Есть и более эффективные методы поиска нужной информации — специализированные информационные системы (наиболее известная — Seldon), значительно упрощающие и систематизирующие работу с закупками. Такие программы сводят в одну базу информацию со всех электронных площадок и позволяют найти в интересующей категории не только всех заказчиков, но и поставщиков, провести мониторинг и выяснить, что почем продавалось, что будет продаваться и заказываться в ближайшее время.

— Электронные торги быстро развиваются. Что ждет нас в будущем?

Сегодня закупки через электронную форму аукционов проводят госструктуры и крупные компании из частного бизнеса. С каждым месяцем таких компаний становится всё больше — бизнес почувствовал преимущества этой формы коммерции и всё активнее использует новые возможности. На наших глазах идут структурные изменения рынков, сулящие значительные изменения для всей экономики. Сейчас у предпринимателей есть возможность включиться в систему электронных торгов и занять нишу на растущем рынке.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *