Малый бизнес поможет строить дороги

Дорожное строительство не должно осуществляться исключительно крупными компаниями. Малый бизнес способен выполнить часть работ, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, причем дешевле и с применением инновационных технологий.

Дорожные работы

Таково мнение руководителя приморского отделения «Деловой России» Владимира Шеянова, которое он озвучил в своем докладе на научно-практической конференции, посвященной вопросам приоритетных и текущих направлений деятельности дорожного хозяйства по обеспечению реализации положений федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Встреча состоялась 25 июля во Владивостоке, в ДВФУ на о. Русском под председательством руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта.

 

 Малый бизнес поможет строить дороги 1

Владимир Шеянов

— Развитие Дальнего Востока требует увеличения темпов дорожного строительства, — полагает директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Игорь Костюченко. Нужно развивать технологии, иначе эту задачу не выполнить.

— При подготовке к саммиту АТЭС наш город получил уникальные мосты, дороги, развязки. И работа еще не завершена. Мы планируем построить дополнительные развязки для улучшения дорожного движения. Ведь удобные дороги необходимы для развития экономики. Приведу лишь один пример — после строительства дорог АТЭС наш рыбный порт в три раза увеличил грузооборот, — отметил глава администрации Владивостока Игорь Пушкарев.

 Малый бизнес поможет строить дороги 2

Игорь Пушкарев

Перспективам участия малого и среднего бизнеса в реализации проектов в дорожной отрасли посвятил свое выступление председатель Совета Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Шеянов.

Как отметил г-н Шеянов, малый и средний бизнес является базой для развития любой отрасли экономики, основой для расширения среднего класса во всех ведущих странах мира. Например, в Германии такие предприятия составляют 99% фирм-налогоплательщиков. Они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта.

В настоящее время, согласно официальной статистике, приведенной Росавтодором на своем официальном сайте, в российской дорожной отрасли на долю «малышей» приходится до 40-50% общего объема финансирования. Однако в основном речь идет о научных и проектных организациях, компаниях, занимающихся материально-техническим обеспечением и поставкой материалов. При этом данная статистика учитывает и работы, которые выполняются малыми и средними предприятиями на условиях субподряда. Прямых договоров очень мало.

 Малый бизнес поможет строить дороги 3

 

— Недавно председатель Общественного совета при Росавтодоре Сергей Фахретдинов привел более впечатляющую цифру. Как оказалось, доля малого и среднего бизнеса в прямых закупках в госсекторе в целом составляет более 2% от общего объема. Социологи назвали бы это статистической погрешностью, — сказал руководитель Приморского отделения «Деловой России». — Сегодня система закупок ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь на аффилированные или дочерние компании заказчиков. Мы не умаляем их значение в развитии масштабных инфраструктурных проектов. Но можно констатировать: малый и средний бизнес вытеснен в сферу субподрядных работ, что приводит к монополизации и росту себестоимости проектных работ и дорожного строительства.

Как правило, малый и средний бизнес, сталкивается с непрозрачностью системы закупок, административными барьерами, бумажной волокитой.

 Малый бизнес поможет строить дороги 4

Роман Старовойт и Владимир Шеянов

Правда, сейчас наблюдается позитивный тренд: государство и бизнес вместе начали договариваться о «правилах игры». Первые эффективные механизмы расширения доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам предусмотрены в соответствующей «дорожной карте», разработанной в рамках Агентства стратегических инициатив рабочей группой под руководством Сергея Фахретдинова и одобренной правительством РФ.

Это действительно уверенные совместные шаги государства и общества в направлении поддержки малого и среднего бизнеса, подчеркнул Владимир Шеянов. Однако остается еще много вопросов, требующих ответа. Например, насколько добросовестно заказчики будут исполнять директивы дорожной карты? Смогут ли они перестроиться на новые правила взаимодействия с малым и средним бизнесом? Какие еще возможности есть для расширения участия малого и среднего бизнесу в дорожном строительстве? Возможно, стоит подумать о лизинговых инструментах?

Возможно, требуются специальные программы для стимулирования участия компаний в инфраструктурных проектах, традиционных для малого и среднего бизнеса? Например, придорожный сервис: АЗС, рестораны, мотели, кемпинги, банковские и медицинские услуги, техпомощь и автосервис, организация фермерских придорожных рынков, логистических пунктов для грузовиков, пункты утилизации?

«Рынок дорожного строительства – довольно консервативный. Но именно с малым и средним бизнесом связаны инновационные надежды в любой отрасли экономики. Эти компании наиболее активно занимаются новыми разработками: их успех не в ресурсах, а в интеллекте, применении новых технологий; они имеют свободу маневра, гибкость. В этом их преимущество перед крупным бизнесом: большое предприятие перестроить на современный лад гораздо сложнее», — обозначил свое видение проблемы Владимир Шеянов.

По его мнению, для участия малого и среднего бизнеса в дорожной отрасли есть и перспективы, и потенциал. Его залог — в более высокой эффективности, которая достигается благодаря относительно узкой специализации компании и сильной конкуренции среди небольших предприятий. Эти два условия заставляют небольшие фирмы уделять максимальное внимание совершенствованию рабочих процессов и использовать новые материалы и технологии. А ведь именно от этого зависит качество и безопасность наших дорог.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *