Неубранный снег — беда для экономики

Работа по очистке территорий от снега и льда, работа муниципалитетов, управляющих компаний, предприятий и организаций, имеющих закрепленные за ними участки территории, все чаще становится фактором, прямо затрагивающим интересы бизнеса и влияющим на конкурентную среду.

Неубранный снег

Недавно мы совместно с экспертами Общероссийского народного фронта в Приморском крае проводили мониторинг ситуации, по результатам которого рекомендовали органам власти усилить контроль за ходом уборки автомобильных дорог и пешеходных зон в краевой столице от снега и льда.

Поводом для такой работы стали многочисленные жалобы горожан, недовольных ходом очистки магистралей, улиц и тротуаров столицы региона от последствий снегопадов. Больше всего страдают, конечно, простые граждане — пешеходы и пассажиры общественного транспорта, а также автовладельцы, проживающие в спальных районах города, где плохо очищены межквартальные проезды. «Статистически» самая распространенная претензия во Владивостоке сегодня — состояние автобусных остановок, пешеходных дорожек, да и сама проезжая часть ряда улиц города не очищена от снега либо завалена кучами снега и льда, счищенного спецтехникой с проезжей части крупных транспортных развязок и автомагистралей, но не вывезенного за город, как это необходимо делать. Большое количество жалоб поступает в общественные организации в форме электронных обращений. Также много негатива публикуется в социальных сетях и на городских интернет-порталах.

Особенно настораживает то, что опасные участки, где свален кучами или вообще не убран снег, а также есть неочищенная корка льда, во Владивостоке выявлены не только в жилмассивах, но и вблизи социально значимых учреждений, где большой поток пешеходов и автотранспорта, — магазинов, офисных зданий, отдельных образовательных учреждений и т.д. По факту, сегодня мы имеем ситуацию, когда изначально работы по очистке ведутся активно и сразу, в первые часы после снегопада, предпринимаются попытки очистить основные улицы от снега, а потом темп работ резко снижается, и межквартальные проезды, автобусные остановки и второстепенные улицы города превращаются в каток либо в места свалок снежных куч либо сколотого льда, хотя такие «результаты очистки» должны оперативно вывозиться на специальные площадки-полигоны.

Если говорить об интересах бизнеса, то он в такой ситуации страдает не меньше обычных граждан, хотя на первый взгляд это не так уж и очевидно.

Во-первых, страдают работники предприятий и компаний — те же самые граждане, которые вынуждены с риском для здоровья добираться на работу и с работы, они опаздывают, в результате чего снижается производительность труда в целом. Особенно значимы для предпринимателей и бизнеса случаи травмирования людей в пути на работу и с работы, поскольку в таких случаях, в соответствии с трудовым законодательством травмы считаются производственными, и, следовательно, ответственность, включая компенсации и иные необходимые выплаты, будет нести работодатель.

Во-вторых, уязвимыми становятся те хозяйствующие субъекты, которые зависят от транспортной составляющей — торговые центры и магазины, транспортные компании и те, кто задействован в сфере услуг, то есть практически весь «деловой» сектор региона — количество их клиентов быстро сокращается из-за возникающих «логистических» трудностей. Учитывая, что, например, крупные торговые центры зачастую снабжаются товарами «с колес», то нарушение графика их доставки из-за «дорожных» условий либо невозможности проехать по неочищенному межквартальному проезду к магазину автоматически сразу бьет по их рабочему режиму и клиентам. Несколько лет назад во Владивостоке даже отмечались случаи, когда после снегопадов в течении нескольких дней был сорван график завоза товаров в некоторые торговые центры и магазины, поскольку автотехника не могла банально доехать до адресов доставки.

В-третьих, добросовестность работы коммунальщиков в зимний период в условиях большого города однозначно влияет на работу практически любого бизнеса, связанного с логистикой и перемещениями в пределах агломерации — от служб доставки до производственного звена, нуждающегося в снабжении. Как яркий пример — практически полный коллапс грузоперевозок, поскольку большегрузный автотранспорт перестают пускать в город, а внутри города «большегрузы» буквально не могут подняться ни в один подъем, которых достаточно во Владивостоке и вынуждены останавливаться на обочинах. Как прямое следствие — серьезные прямые убытки для транспортных компаний, топливного бизнеса, работающего в формате автозаправок, и т.д.

В-четвертых, несвоевременная очистка города от снега и льда не позволяет оперативно работать экстренным службам, от своевременного реагирования которых также напрямую зависит бизнес — начиная от работы «скорой» и заканчивая действиями аварийных бригад «электросетей» или «водоканала». Например, авария на объектах энергоснабжения промышленного предприятия, порыв ЛЭП или неисправность в подстанции, становится катастрофой для конкретного предприятия и угрожает безопасности его работников, поскольку аварийная бригада не может проехать по неочищенным дорогам, устранить аварию и восстановить электроснабжение продолжительное время.

Можно найти и другие «снежно-гололедные» факторы, влияющие на бизнес, в особенности в условиях приморского климата и неизбежных снегопадов. Их общей чертой будет «синергетичность» — то есть будучи существенными для бизнеса даже по отдельности, при совместном влиянии они окажут еще гораздо более негативное влияние.

Полагаем, что власти и управляющие компании должны следить за очисткой города от снега и льда и заниматься этой работой систематически. Это же относится и к тем организациям, за которыми «закреплены» соответствующие территории, то есть огромная ответственность лежит и на бизнесе, и добросовестная работа по уборке «закрепленных/» участков — показатель степени социальной ответственности самого бизнеса. Мы обращаем внимание властей на необходимость скорейшего наведения порядка в данной сфере и будем добиваться улучшения данной работы. При этом именно такая ситуация должна побудить весь добросовестный и открытый бизнес не только действовать самому, но и «подталкивать» к этому недобросовестных или как минимум нерасторопных коллег-предпринимателей, из-за отсутствия либо слабой работы которых по очистке «своих» территорий и участков страдает другой бизнес.

При этом первейшей задачей, которая стоит перед нами — и «Деловой Россией», и другими нашими коллегами, ответственными за развитие прозрачной конкурентной среды — будет выявление тех «снежно-ледовых» анклавов и системных вопросов на территории Владивостока и края, где проблемы с расчисткой проезжей части или пешеходной зоны зимой мешают бизнесу систематически и постоянно создают препоны в развитии. Поэтому те представители бизнеса и предпринимательства, кто регулярно страдает от подобных проблем, могут передавать информацию о них в Приморское региональное отделение «Деловой России». Задача бизнеса — проявить инициативу и свою гражданскую позицию в таких вопросах, и быть готовым к диалогу с властью. Только увидев, в том числе и с помощью самого бизнеса, такие «ледовые» точки, мы сможем их ликвидировать…

Алексей Дешпет, руководитель промышленного комитета Приморского регионального отделения «Деловой России»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *