Неубранный снег — беда для экономики
|Работа по очистке территорий от снега и льда, работа муниципалитетов, управляющих компаний, предприятий и организаций, имеющих закрепленные за ними участки территории, все чаще становится фактором, прямо затрагивающим интересы бизнеса и влияющим на конкурентную среду.
Недавно мы совместно с экспертами Общероссийского народного фронта в Приморском крае проводили мониторинг ситуации, по результатам которого рекомендовали органам власти усилить контроль за ходом уборки автомобильных дорог и пешеходных зон в краевой столице от снега и льда.
Поводом для такой работы стали многочисленные жалобы горожан, недовольных ходом очистки магистралей, улиц и тротуаров столицы региона от последствий снегопадов. Больше всего страдают, конечно, простые граждане — пешеходы и пассажиры общественного транспорта, а также автовладельцы, проживающие в спальных районах города, где плохо очищены межквартальные проезды. «Статистически» самая распространенная претензия во Владивостоке сегодня — состояние автобусных остановок, пешеходных дорожек, да и сама проезжая часть ряда улиц города не очищена от снега либо завалена кучами снега и льда, счищенного спецтехникой с проезжей части крупных транспортных развязок и автомагистралей, но не вывезенного за город, как это необходимо делать. Большое количество жалоб поступает в общественные организации в форме электронных обращений. Также много негатива публикуется в социальных сетях и на городских интернет-порталах.
Особенно настораживает то, что опасные участки, где свален кучами или вообще не убран снег, а также есть неочищенная корка льда, во Владивостоке выявлены не только в жилмассивах, но и вблизи социально значимых учреждений, где большой поток пешеходов и автотранспорта, — магазинов, офисных зданий, отдельных образовательных учреждений и т.д. По факту, сегодня мы имеем ситуацию, когда изначально работы по очистке ведутся активно и сразу, в первые часы после снегопада, предпринимаются попытки очистить основные улицы от снега, а потом темп работ резко снижается, и межквартальные проезды, автобусные остановки и второстепенные улицы города превращаются в каток либо в места свалок снежных куч либо сколотого льда, хотя такие «результаты очистки» должны оперативно вывозиться на специальные площадки-полигоны.
Если говорить об интересах бизнеса, то он в такой ситуации страдает не меньше обычных граждан, хотя на первый взгляд это не так уж и очевидно.
Во-первых, страдают работники предприятий и компаний — те же самые граждане, которые вынуждены с риском для здоровья добираться на работу и с работы, они опаздывают, в результате чего снижается производительность труда в целом. Особенно значимы для предпринимателей и бизнеса случаи травмирования людей в пути на работу и с работы, поскольку в таких случаях, в соответствии с трудовым законодательством травмы считаются производственными, и, следовательно, ответственность, включая компенсации и иные необходимые выплаты, будет нести работодатель.
Во-вторых, уязвимыми становятся те хозяйствующие субъекты, которые зависят от транспортной составляющей — торговые центры и магазины, транспортные компании и те, кто задействован в сфере услуг, то есть практически весь «деловой» сектор региона — количество их клиентов быстро сокращается из-за возникающих «логистических» трудностей. Учитывая, что, например, крупные торговые центры зачастую снабжаются товарами «с колес», то нарушение графика их доставки из-за «дорожных» условий либо невозможности проехать по неочищенному межквартальному проезду к магазину автоматически сразу бьет по их рабочему режиму и клиентам. Несколько лет назад во Владивостоке даже отмечались случаи, когда после снегопадов в течении нескольких дней был сорван график завоза товаров в некоторые торговые центры и магазины, поскольку автотехника не могла банально доехать до адресов доставки.
В-третьих, добросовестность работы коммунальщиков в зимний период в условиях большого города однозначно влияет на работу практически любого бизнеса, связанного с логистикой и перемещениями в пределах агломерации — от служб доставки до производственного звена, нуждающегося в снабжении. Как яркий пример — практически полный коллапс грузоперевозок, поскольку большегрузный автотранспорт перестают пускать в город, а внутри города «большегрузы» буквально не могут подняться ни в один подъем, которых достаточно во Владивостоке и вынуждены останавливаться на обочинах. Как прямое следствие — серьезные прямые убытки для транспортных компаний, топливного бизнеса, работающего в формате автозаправок, и т.д.
В-четвертых, несвоевременная очистка города от снега и льда не позволяет оперативно работать экстренным службам, от своевременного реагирования которых также напрямую зависит бизнес — начиная от работы «скорой» и заканчивая действиями аварийных бригад «электросетей» или «водоканала». Например, авария на объектах энергоснабжения промышленного предприятия, порыв ЛЭП или неисправность в подстанции, становится катастрофой для конкретного предприятия и угрожает безопасности его работников, поскольку аварийная бригада не может проехать по неочищенным дорогам, устранить аварию и восстановить электроснабжение продолжительное время.
Можно найти и другие «снежно-гололедные» факторы, влияющие на бизнес, в особенности в условиях приморского климата и неизбежных снегопадов. Их общей чертой будет «синергетичность» — то есть будучи существенными для бизнеса даже по отдельности, при совместном влиянии они окажут еще гораздо более негативное влияние.
Полагаем, что власти и управляющие компании должны следить за очисткой города от снега и льда и заниматься этой работой систематически. Это же относится и к тем организациям, за которыми «закреплены» соответствующие территории, то есть огромная ответственность лежит и на бизнесе, и добросовестная работа по уборке «закрепленных/» участков — показатель степени социальной ответственности самого бизнеса. Мы обращаем внимание властей на необходимость скорейшего наведения порядка в данной сфере и будем добиваться улучшения данной работы. При этом именно такая ситуация должна побудить весь добросовестный и открытый бизнес не только действовать самому, но и «подталкивать» к этому недобросовестных или как минимум нерасторопных коллег-предпринимателей, из-за отсутствия либо слабой работы которых по очистке «своих» территорий и участков страдает другой бизнес.
При этом первейшей задачей, которая стоит перед нами — и «Деловой Россией», и другими нашими коллегами, ответственными за развитие прозрачной конкурентной среды — будет выявление тех «снежно-ледовых» анклавов и системных вопросов на территории Владивостока и края, где проблемы с расчисткой проезжей части или пешеходной зоны зимой мешают бизнесу систематически и постоянно создают препоны в развитии. Поэтому те представители бизнеса и предпринимательства, кто регулярно страдает от подобных проблем, могут передавать информацию о них в Приморское региональное отделение «Деловой России». Задача бизнеса — проявить инициативу и свою гражданскую позицию в таких вопросах, и быть готовым к диалогу с властью. Только увидев, в том числе и с помощью самого бизнеса, такие «ледовые» точки, мы сможем их ликвидировать…
Алексей Дешпет, руководитель промышленного комитета Приморского регионального отделения «Деловой России»