Морские фермы

На прошлой неделе первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов на встрече со студентами и преподавательским составом Дальрыбвтуза пообещал, что закон об аквакультуре будет принят к середине 2012 года. Эти обещания производители слышат уже не в первый раз, но сейчас, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. Разработан проект закона об аквакультуре, который в первом чтении был одобрен Госдумой в марте 2011 года и сейчас проходит стадию уточнений и дополнений. Также раздел «Аквакультура» достаточно обширно представлен в проекте государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» до 2020 года.

Гребешку обещают жилплощадь

Приморский край и море неразрывно связаны друг с другом, поэтому рыболовство одна из важнейших отраслей экономики региона. Однако запасы рыбы в океане не беспредельны, и во избежание уничтожения популяции постоянно увеличивать ее вылов нельзя. Оптимальный выход – развитие аквакультуры, которую можно рассматривать не только как средство производства рыбной продукции, но и как фактор, ослабляющий промышленный пресс на естественные природные ресурсы.

В мировом рыбном хозяйстве аквакультура уже давно признана отраслью улучшающей состояние экономики, способствующей насыщению внутреннего рынка и занятости населения. С конца 70-х годов прошлого века все больше стран, занимающихся активным промыслом биоресурсов, начали развивать у себя товарное выращивание различных видов гидробионтов.

Появились такие предприятия и у нас — в советские времена в Приморском крае функционировали несколько крупных предприятий в области марикультуры (р/з Попов, р/з Владимир, хозяйство марикультуры в заливе Посьета и др.). Общий объем продукции края достигал 5,5 тысяч тонн. Увы, в основной своей массе марихозяйства были убыточными из-за малых объемов продукции, высокой трудоемкости, отсутствия средств механизации процессов выращивания и переработки моллюсков и водорослей, недостатка опытных мариводов и специалистов. Неудивительно, что в конце 80-х годов они начали разваливаться одно за другим.

Но в середине 90-х годов прошлого века на нескольких морских участках приморские бизнесмены взялись за продолжение дела — выращивания морских животных и растений: гребешка, мидии, устрицы, трепанга, ламинарии, ежа и др. С тех пор прошло 15 лет, однако и сегодня в Приморье разведение гидробионтов находится в зачаточной стадии.

Основные игроки в этом бизнесе на данный момент сосредоточили свои усилия на юге Приморского края — в Хасанском районе и на островах Рикорда и Пахтусова в заливе Петра Великого. В крае работают порядка 30 хозяйств марикультуры, которым выделено около 10 тысяч гектаров прибрежной акватории, впрочем стабильно развиваются только часть из них. Компании в основном ориентированы на культивирование гребешка и ламинарии. Совместными усилиями они выращивают порядка 1-1,5 тысяч тонн гидробионтов. Если сравнивать эти показатели с показателями лидеров данной отрасли, то эти цифры окажутся ничтожными. Для сравнения: в Китае в провинции Шаньдун в год выращивают 3,5 миллиона тонн гребешка, абалона, трепанга, морского ежа и ряда других объектов марикультуры.

Ни воды, ни земли

Почти все бухты юга Приморья пустуют, хотя они почти идеально приспособлены для разведения ценных гидробионтов. В некоторых аспектах наши акватории даже превосходят бухты южных морей, например при разведении трепанга. Чистая холодная вода, в которой растут трепанги, обеспечивает их более высокие потребительские и целебные свойства по сравнению с трепангами соседних стран, прежде всего Китая.

С другой стороны, значительная доля бухт и заливов края слишком мелководны, чтобы создавать плантации этой ценной аквакультуры. Тем не менее, по оценкам ученых, потенциал Приморья достигает 200 тысяч гектаров плантаций, на которых можно выращивать до 70-80 тысяч тонн продукции. Сами промышленники осторожнее в оценках, реальный потенциал они предполагают в районе 15-20 тысяч тонн морепродуктов в год. Но и это очень даже немало, если сравнивать с нынешним положением. Тем более что теплых морей, пригодных для искусственного разведения гидробионтов, в России почти нет и уникальные возможности Приморского края грех не использовать.

Увы, пока все это остается лишь мечтой. Развитию аквакультуры мешает целый ряд причин, прежде всего отсутствие внятной нормативно правовой базы. Чтобы организовать морскую ферму, предпринимателю нужно пройти многоступенчатый, забюрократизированный и весьма недешевый порядок оформления водного участка. От подачи заявления до получения разрешения на эксплуатацию придется преодолеть барьер трехкратного прохождения инстанций разных уровней и получить пару десятков согласований. Более того, сегодня законодательство не позволяет закреплять на длительный срок акватории за хозяйствующими субъектами.

В Приморье порядок закрепления акваторий и ведения на них марикультурной деятельности регламентируется постановлением губернатора. Согласно этому документу, срок закрепления участка под действующее хозяйство аквакультуры составляет всего пять лет. Поэтому предприниматели очень осторожно подходят к вопросу создания новых плантаций, тем более что на стадии их создания это обходится в приличные суммы. Впрочем, дальнейшие расходы у предприятий относительно невелики — гидробионты, как правило, не нуждаются в «глубокой переработке».

Срок окупаемости морских ферм, как правило, составляет 5-8 лет, но если климатические условия в первые годы их создания окажутся не слишком благоприятными для роста плантации, то срок окупаемости увеличивается. Реальный доход плантация начинает приносить лишь на третий год, когда первый посев вырастает до пригодного для продажи размера. Из этого следует, что если государство хочет, чтобы аквакультура успешно развивалась, то в первые 2-3 года работы логично было бы предоставить предприятиям отрасли льготы по налоговым платежам.

Сроки аренды акватории, по оценкам самих предпринимателей, должны составлять не менее 15 лет. Дело в том, что аквакультура относиться к капиталоемким видам хозяйственной деятельности с длительными сроками окупаемости проектов. Оборудование и работы по засеву одного гектара плантации стоят порядка 30 тысяч долларов.

Для того чтобы марикультура окупалась, требуется минимум порядка 300 га посевов — мелкие хозяйства оказываются нерентабельны. Получать прибыль компания может только на объеме в 120-130 тонн. Суммы получаются внушительные. И акватория нужна достаточно крупная — для обслуживания одного гектара плантации требуется 5 гектаров вспомогательной площади. Так что не всякий инвестор рискнет войти в этот бизнес.

Поэтому первой гарантией должно стать закрепление акватории. Тогда руководитель марихозяйства, будучи уверенным, что вода находиться в его пользовании, будет вкладывать в это деньги, силы. Стоит заметить, что и государству проще контролировать деятельность предприятий, ориентированных на длительное время работы, так как они изначально настроены на законность своего бизнеса.

Пока у хозяйств марикультуры нет преимущественного права на аренду прибрежной территории. Для их развития необходима земля для строительства цехов хранения и переработки сырья. Предприятиям, работающим по садковой технологии, необходимы причальные мощности и собственный маломерный флот. Этот список может быть значительно расширен: зачастую хозяйства марикультуры расположены вдали от населенных пунктов, поэтому могут потребоваться помещения для проживания персонала, собственная мини-электростанция и так далее. Все это особенно это актуально для плантаций, размещенных на островах.

Кредит под гребешок

Получить средства на создание и развитие морской фермы также непростая задача. Основные средства у предприятий марикультуры находятся в садках. Но банки не хотят брать в залог растущий гребешок, да и оценить его стоимость очень сложно. Поэтому на начальном этапе морским фермам не помешала бы государственная поддержка, в частности выдача льготных кредитов.

Для предприятий аквакультуры характерна большая стоимость плантаций и береговой базы, что делает ее идентичной сельскохозяйственному предприятию. От традиционного сельского хозяйства отрасль отличается лишь тем, что здесь выращивают не крупнорогатый скот, а морские гидробионты. Соответственно, к марикультуре нужно применять законы агропромышленного комплекса и разрабатывать механизмы льготного кредитования и лизинга, аналогичные тому, что существуют для предприятий сельского хозяйства.

Многие ценные виды гидробионтов, интересных с точки зрения аквакультуры, сегодня полностью запрещены к вылову, что создает непреодолимый барьер для создания коммерческих предприятий. Типичный пример – трепанг. Килограмм сушеного трепанга на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона стоит порядка ста долларов, и выращивать его весьма перспективно. Однако действующее законодательство не позволяет предприятиям добывать выращенную ими продукцию.

Суть в том, что искусственно выращенный трепанг не отличается от естественного. А раз нельзя ловить естественный, то это ограничение распространяется и на искусственно выращенный. Эта же проблема имеет место в случаях, когда трудно наверняка различить дары моря и результаты хозяйственной деятельности. На практике это означает, что если компания вырастит серого морского ежа, то ей, чтобы изъять из моря продукт своих трудов, потребуется получить квоту на его вылов. Стоит добавить, что для таких перспективных объектов как морские ежи, мохнаторукий краб пока нет завершенных технологий культивирования.

Законодательные препоны на пути развития морских ферм многочисленны, но возможно большинство из них исчезнет после принятия давно разрабатываемого закона об аквакультуре. И тогда развитие промышленного рыбоводства, аква- и марикультуры в Приморье позволит насытить рынок востребованной деликатесной продукцией, а заодно решить вопросы трудоустройства жителей островных территорий.

Стоит заметить, что искусственно выращенная морепродукция пользуется неплохим спросом на международном рынке, особенно в Японии, Китае и другие страны Юго-Восточной Азии. При правильном подходе Приморский край мог бы зарабатывать на продаже марикультуры не меньше, чем на экспорте рыбопродукции.

Справка ДС:

Сегодня в крае выращивают гребешок, японскую ламинарию, тихоокеанскую мидию и гигантскую устрицу. Географическое положение Приморского края и температурный режим вод его морского побережья создают благоприятные условия для разведения организмов, которые не обитают в других частях российского Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Проект ФЗ «Об аквакультуре»

Отзывы и предложения по этому закону можно направлять в Росрыболовство по адресам grushenkovv@fishcom.ru; mitroshina@fishcom.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *