Рыбка наша золотая

В представлении подавляющего большинства жителей центральных регионов России Дальний Восток — регион рыбный. Где красную и черную икру едят буквально ложками, а горбушей удобряют землю. И мало кто знает, что икра и рыба в нашем регионе стоит непомерно дорого. А отраслевые предприятия из последних сил пытаются выжить. На вопросы корреспондента бизнес-газеты «Дальний Восток» ответил председатель правления рыболовецкой артели (колхоза) имени 50-летия Октября Давыд Фукс.

Рыбная промышленность

— Давыд Яковлевич, о проблемах в рыбной отрасли в последние годы говорят на всех уровнях. И время от времени все мы видим в тех же новостных программах российских телеканалов, как президент, или премьер, или губернаторы, или другие высокопоставленные чиновники дают поручения «навести порядок» в системе рыболовства. Итак, есть он, этот порядок?

— Я по-другому скажу — лично меня и многих моих коллег удивляет, как вообще выживает наша рыбная отрасль. Как участники рынка умудряются до сих пор ловить и перерабатывать рыбу при сегодняшних условиях — это, и правда, что-то непонятное.

— Что именно вас не устраивает в сегодняшней ситуации в отрасли?

— Да тут целый комплекс проблем. И на каждой стоит остановиться особо.

Бюрократия заела

— С чего стоит начать?

— С бюрократических процедур. Вот смотрите, и президент, и премьер и другие высокопоставленные чиновники часто говорят о необходимости создавать благоприятные условия для отечественного производителя. И мы слышим, как наши власти сами рассказывают о тяжеловесности бюрократической машины. Но в нашем случае все это видно невооруженным глазом. Чтобы поставить какую-то закорючку во второстепенной официальной бумаге, нам приходится убивать свое время. Все начинается с оформления судовых документов перед выходом в рейс. На это мы изводим ворох бумаги, которая направляется в портовые, таможенные, пограничные органы. А потом ждем, когда же нам дадут разрешение идти на промысел и ловить рыбу. То есть заниматься своим делом.

— Как вы считаете, этот порядок можно изменить?

— Не только можно, но и нужно. Все должно быть просто и прозрачно. Участники рынка известны всем и каждому. Зачем им мешать? Ну определите вы, уважаемые чиновники, одну структуру и одну форму заполнения одного документа. Вот, собственно, и все. Оптимальный вариант — это когда тот же директор рыболовецкой артели в течение десяти минут решает все проблемы с оформлением бумаг. А остальное время он посвящает своей основной производственной задаче. То есть организует вылов, переработку и реализацию рыбы. Так, кстати, живут во всем цивилизованном мире. Рыбаки выходят в море утром, а вечером прямо на берегу продают улов представителям ресторанов и магазинов. Ладно, мы живем не только в России, но еще и на Дальнем Востоке. У нас есть своя специфика. Но, повторюсь еще раз, документооборот должен быть максимально упрощен.

Для нормализации ситуации в рыбной отрасли ДФО необходимо принять ряд государственных мер. Во-первых, упростить порядок выдачи разрешительных документов и снизить количество надзорных органов. Во-вторых, было бы целесообразно создать краевое унитарное предприятие, которое построило бы современные хранилища свежей рыбы. В-третьих, нужно возрождать отечественное судостроение. В-четвертых, требуется реанимировать эффективную систему подготовки кадров для отрасли. Без этих шагов мы просто потеряем свой рыбопромышленный комплекс. А вообще все это полумеры. Необходимо принимать новый федеральный закон об особом статусе Дальнего Востока. Это нужно не только нам, но и всей стране.

— А кто чиновников кормить будет?

— Вот то-то и оно. Чиновников у нас, и правда, слишком много. Но ведь если наша промышленность будет окончательно уничтожена, кормить весь российский госаппарат станет некому. Кто налоги-то платить будет?

Рыба уходит

— Давыд Яковлевич, как известно, Дальний Восток — рыбный регион. Но почему в наших магазинах рыба такая дорогая? В Хабаровске, к примеру, килограмм горбуши сейчас стоит около 110–120 рублей?

— Ну вот видите, а мы, производители, с трудом реализовали свою рыбу, ту же горбушу по цене 48 рублей за килограмм. И в эту стоимость входят все мои расходы. ГСМ, энерготарифы, налоги, зарплата… Плюс ремонт судов и другие вложения. Да о чем говорить, если стоимость топлива составляет 50 процентов от цены на рыбу. Так что расходов у нас много.

— Вопрос в аппетитах топливников и перекупщиков?

— Не только, хотя и эта проблема присутствует. Просто в наших городах, в том же Хабаровске, нет оборудованных складов для хранения больших партий мороженой рыбы. Раньше были, а теперь их не стало. Поэтому самая лучшая рыба и самые большие партии уходят в западные регионы страны и за рубеж. Дальневосточникам достается то, что останется.

— Были попытки создать современные хранилища в крупных городах?

— Я об этом не слышал. Но сами участники рынка и не потянут такие затраты. Мы и так едва сводим концы с концами. На мой взгляд, такую функцию могло бы взять на себя государство. В конце концов, у нас до сих пор работают государственные унитарные предприятия, казенные предприятия, муниципальные предприятия. Руководители территорий могут позаботиться о населении. А коль скоро появятся такие современные хранилища, мы сможем по две-три тысячи тонн отправлять в Хабаровск. И тогда люди станут покупать самую лучшую рыбу по приемлемым ценам. Пока же, повторюсь, никто эту проблему не решал и решать не планирует. По крайней мере, я об этом ничего не слышал. Вот мы и едим дорогую рыбу низкого качества.

Умирающий флот

— Теперь о самой большой проблеме для вашей отрасли. Об изношенном флоте. У вас в артели есть новые суда?

— Самому молодому нашему судну исполнилось 20 лет. При этом его «производственная жизнь», по существующим нормативам, укладывается в четверть века. А ведь с некоторых пор мы являемся самой крупной отраслевой компанией Хабаровского края. Что уж говорить о небольших организациях? Более того, у большинства рыболовецких компаний нет даже своих плавбаз.

— Сколько стоит новое судно?

— Судно типа БАТМ стоит порядка 20–30 миллионов долларов. Разумеется, при наших расходах мы не сможем заказать у производителей новые суда.

— Кстати, вы верите в возможность возрождения судостроения именно на российском Дальнем Востоке?

— Хотелось бы верить. Ведь без этого мы окончательно погубим рыбную отрасль. Тем более что на Дальнем Востоке сосредоточен серьезный производственный потенциал. Здесь в советские годы работала мощная судостроительная промышленность. Остались у нас и судостроительные заводы. Наш регион и географически мог бы стать современным центром отечественного судостроения. Но, к сожалению, сейчас нет возможности производить в наших портах даже качественный судоремонт.

— Ваша артель испытывает кадровые проблемы?

— Разумеется, как и все остальные отраслевые предприятия. В течение последних 20 лет специалистов для рыбной промышленности никто серьезно не готовил. Техникумы и ПТУ закрывались, молодежь бежала учиться на юристов и экономистов. И, честно говоря, у меня язык не поворачивается осуждать этих ребят. Ситуация в отрасли складывается таким образом, что рыбаки становятся нищими людьми. Да, есть еще у нас специалисты. Но это, скажем так, старая гвардия, для которой работа — это и есть жизнь. Уйдут такие рыболовы, и всё, других не останется. Это — печальная данность.

Справка:

Рыболовецкая артель имени 50-летия Октября была образована в 1967 году в поселке Дата Ванинского района Хабаровского края. И на сегодняшний день она входит в число крупнейших отраслевых компаний региона. Помимо собственного флота компания располагает своими производственными мощностями. Это, прежде всего, единственный в крае консервный цех и линия по разделке лосося. Артель для своего населенного пункта является градообразующим предприятием. Здесь на постоянной основе трудятся 460 местных жителей. Еще 300 человек привлекается на работу в рамках сезонных договоров. Руководит компанией рыбопромышленник с 35-летним стажем Давыд Яковлевич Фукс.

Источник: бизнес-газета «Дальний Восток»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *