Смена культа

Времена, когда вложения в акции приносили двузначные прибыли, вряд ли скоро вернутся. Однако эти ценные бумаги рано скидывать с корабля современности.

Смена культа

Инвесторы, которым долго внушали, что залог успешных вложений на фондовом рынке — долгосрочная стратегия «купи и держи», испытывают горечь разочарования. С 2000 по 2012-й годы фондовые рынки пережили два сильнейших падения и последовавших за ними отскока, в итоге за 13 лет среднегодовая доходность оказалась почти нулевой.

Скептики заговорили о смерти «культа акций». Однако хоронить их все-таки рано, пишет «Деловой журнал РБК».

Как повезет

Если проанализировать данные за последние 113 лет (т.е. с 1900 года), то акции смотрятся выгоднее облигаций. Их среднегодовая доходность с поправкой на инфляцию составила 5% против 1,8% у долгосрочных государственных обязательств и 0,9% — у краткосрочных долговых бумаг.

Но как долго нужно держать акции, чтобы наверняка на них заработать? Ведь не каждый может сказать, подобно Уоррену Баффету, что его инвестиционный горизонт — вечность. И если посмотреть доходность инструментов в более короткий период, картина получается совсем иная. Так, за последние 33 года (1980-2012) акции и облигации показали одинаковую среднегодовую реальную доходность в 6,4%. А в последние 13 лет (2000-2012) облигации сохранили свою привлекательность (плюс 6,1%), тогда как акции с учетом инфляции не заработали почти ничего (0,1%).

Туда и обратно

В 1956 году Джордж Росс Губи, управляющий британским пенсионным фондом Imperial Tobacco, высказал мнение, что акции способны приносить доход, компенсирующий инфляцию. В то время эта мысль была смелой: акции считались слишком рискованным инструментом. В подтверждение своих слов г-н Росс Губи разместил все вверенные ему средства на фондовом рынке. Именно этот его поступок положил начало «культу акций». К 1993 году в британских пенсионных фондах доля средств, размещенных в акциях, достигла максимума — 81%.

Но наступили нулевые, и акции впали в немилость: вначале фондовый рынок обвалился из-за схлопывания пузыря доткомов, потом — из-за мирового финансового кризиса. Институциональные инвесторы, пенсионные фонды и страховые компании стали отказываться от рисковых активов в пользу надежных государственных бумаг. В 2007-2012 годах чистый отток средств из американских фондов акций составил более $600 миллиардов. У европейских пенсионных фондов доля активов, размещаемых в акциях, упала с 40% в 2010 году до 24% в 2012-м. Доля долговых инструментов в портфелях пенсионных фондов Великобритании в 2012 году превысила долю акций, составив 43%, — впервые за 40 лет.

Агрессивный спрос на государственные облигации и снижение процентных ставок, предпринятое центробанками США, Европы и Японии после кризиса 2008 года, «сбили» реальную доходность этих бумаг до рекордно низкого уровня. По суверенным долгам некоторых стран она вообще стала отрицательной! Инвесторы не только перестали зарабатывать на безопасных активах, они начали платить за возможность владеть обязательствами надежного должника.

Сегодня такой исключительно консервативный подход грозит верными убытками. По итогам 20-летнего «бычьего» тренда на долговом рынке огромные вложения в государственные бумаги, ставшие чрезмерно дорогими и низкодоходными, требуют ребалансировки. Финансисты заговорили о «большой ротации» — возврате инвесторов к акциям. И первые признаки того, что инвесторы вновь стали проявлять интерес к акциям, уже заметны.

Прочь иллюзии

Начало 2013 года было очень удачным для глобального рынка акций. Британский FTSE 100 и американский S&P 500 обновили пятилетние максимумы: первый прибавил 8%, второй — 6%. На фондовый рынок хлынули деньги. Одни только американские фонды акций привлекли в минувшем январе $57,8 млрд — это лучший показатель за месяц с 1995 года. У инвесторов явно начал расти аппетит к риску. На какую же доходность они могут рассчитывать?

Оценка перспектив строится на прогнозе рисковой премии — вознаграждения, которое инвесторы рассчитывают получить за владение более рискованным активом по сравнению с самым надежным — краткосрочными гособлигациями. Средняя по миру рисковая премия составила за последние 113 лет 4,1%. Только вряд ли она в будущем сохранится на этом уровне: инвесторам стоит готовиться к более скромной отдаче. И вот почему. Премию в 4,1% обеспечила экстремально удачная ситуация, которая сложилась на фондовом рынке во второй половине ХХ века. Ранее, в 1900-1949 годы, фактическая рисковая премия составила 3,5%, и инвесторы надеялись получать такой бонус и дальше. Однако с 1950-го по 1999-й его размер превысил 8%! Причина — совпадение целого ряда уникальных обстоятельств: уже не было мировых войн, ускорился рост производства, произошел ряд технологических прорывов, появились институты коллективного инвестирования и возможности для глобальной диверсификации портфелей. Сегодня эти факторы уже отыграны. Поэтому в нынешних условиях не стоит рассчитывать, что премия по акциям превысит 3-3,5%. А поскольку ожидаемая доходность «коротких» гособязательств будет нулевой или даже отрицательной, то и соответствующий показатель у акций в следующие 20-30 лет окажется на уровне этих 3-3,5%.

Забрать со дна

А вот на более коротких интервалах размер рисковой премии может значительно варьироваться. Инвесторы часто забывают, каким был рынок в то время, когда они покупали тот или иной актив. Ведь максимальную прибыль можно получить, только если зайти на рынок в момент сильной просадки. Например, в 2000-2012-м среднегодовая рублевая доходность вложений в российские акции по индексу ММВБ составляла 4,7%. Но если бы инвестор вошел на рынок на год раньше, то этот показатель был бы уже 12,8%. Дело в том, что по итогам 1998 года индекс упал на 46,7%, а к концу 1999-го успел подрасти на 235%.

Впрочем, смелости и мудрости покупать акции в момент панических распродаж хватает не многим. Статистика свидетельствует: рекордный приток средств в фонды акций наблюдается на исходе «бычьего» тренда, когда на росте рынка решит подзаработать последний обыватель.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *