Высокотехнологичные мечты

ИТ-строительство в России в последние годы частично превратилось в очередную национальную идею, реализация которой затянулась, несмотря на наличие необходимых технологий и готовность исполнителей реализовывать поставленные задачи.

Высокотехнологичные мечты

К 2000-2004 гг. в развитых странах мира телеком-услуги стали обыденностью и одним из массовых видов сервисов, предоставляемых частным сектором конечным потребителям. Рост потребления информации с мобильных устройств — смартфонов и планшетов должен был начаться несколькими годами позже, но уже тогда у общества (как конечных пользователей, так и организаций) был спрос на электронные государственные услуги и автоматизацию таких классических рутинных процессов как политическое голосование или взаимодействие ведомств между собой, пишет Cnews.

В России в то время только начинал формироваться самостоятельный рынок телекома, переформатировавшись от хаотичного состояния 1990-х годов в более цивилизованное. Параллельно страна пошла по пути одной из своих главных реформ в этой области — она становилась электронной. На программу «Электронная Россия» выделялись огромные по меркам бюджетов других стран средства, которые объяснялись масштабами самих проектов.

В итоге к 2010-2012 гг. страна получила в той или иной мере работоспособную инфраструктуру связи госорганов между собой через системы межведомственного электронного документооборота, а обычные граждане начали получать некоторые госуслуги через интернет. По оценкам «Ростелекома», ставшего в 2012 г. единственным оператором инфраструктуры электронного правительства в результате лоббирования этого решения командой чиновников во главе с Игорем Щеголевым, уровень расходов на данную программу в год составлял на федеральном уровне 80 млрд руб., а на региональном — 60 млрд руб. При этом в 2011 г. оператор получил по госконтрактам, связанным с развитием проекта, около 2,8 млрд руб., в 2012 г. — еще 4 млрд руб.

Между тем, проект никак нельзя назвать полностью успешным. И в конце 2010 г., когда основные работы «Электронной России» уже близились к концу, началась разработка «Информационного общества» с уточненными целями и задачами для достижения.

Когда заработает СМЭВ

К числу работ по созданию электронного правительства «Ростелеком» относит Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) и предоставление государственных услуг в электронном виде. По данным оператора, среднегодовая абонентская плата за обслуживание с каждого региона составляет 10-30 млн рублей.

Помимо коммерческой составляющей «Ростелеком» выполнял и важную функцию по автоматизации и совершенствованию работы органов госвласти. Так, в 2009 г. Дмитрий Медведев призвал «по мере возможностей, но действуя решительно» вводить запрет на требование с граждан при предоставлении госуслуг тех документов, которые есть в распоряжении органов власти, что и было отражено в ФЗ-210. Соответствующий запрет должен быть вступить в силу с 1 июля 2011 г.

Для решения этой задачи Минкомсвязи должно было создать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через которую осуществлялся бы обмен данными между ведомствами. «Ростелеком» должен был построить ее к середине 2011 г., но затем сроки были перенесены на октябрь 2011 г. (для региональных властей — июль 2012 г.).

Увы, на сегодняшний день СМЭВ находится в полурабочем состоянии. Специалисты, участвующие в проекте, называют в числе основных проблем сложность в интеграции более 24 тыс. органов местного самоуправления, которые участвуют в межведомственном взаимодействии, с федеральными органами, каждый из которых имеет свою нормативную базу и свои бизнес-процессы.

Так, для каждого из регионов предполагалось создать по одному узлу, к которому подключены местные информационные системы (финансовые, медицинские, статистические и др.), порталы госуслуг, единая система идентификации и аутентификации, удостоверяющий центр, система нормативно-справочной информации и другие компоненты. Федеральные органы власти должны были интегрироваться на собственном узле. При этом каждая точка интеграции является отдельным минипроектом внутри закрытой сети, где иерархия подключений и связей в корне отличается от коммерческих решений для корпораций.

На конец марта 2013 г. СМЭВ не заработала в полную силу и ввиду этого будет подвергнута внешнему аудиту и переформатированию согласно результатам проверки, что естественно отодвинет срок полного запуска «электронного правительства» в России еще на неопределенный срок.

Что мы видим? На проект выделяются колоссальные бюджеты, а конечный продукт напоминает не то, чтобы промежуточный вариант, но очень условный черновик, который весьма далек от финальной стадии. В случае возникновения проверок нецелевого расходования средств проект наскоро завершается, и в итоге появляется решение, которое потом несколько лет дорабатывают или поддерживают в условно работоспособном состоянии. В России типичным примером этого стал сайт госуслуг, который до сих пор претерпевает модернизацию «по-живому».

Региональные сложности

Резюмируя все вышесказанное, можно однозначно сказать, что на уровне федеральных услуг и ведомств процесс создания “Электронного правительства” движется. Что касается регионального сегмента, то на данный момент все усилия Минсвязи России по продвижению облачных сервисов в регионы разбиваются об отсутствие региональной инфраструктуры, ресурсов как человеческих, так и финансовых, отсутствие желания, а главное — понимания регионов, куда и как двигаться дальше.

Введенные в заблуждение неоднозначной трактовкой понятия «единственный оператор» СМЭВ, неопределенностью ситуации с комплексным сервисом «Ростелекома», регионы лишились возможности системно подойти к этому вопросу, запланировать бюджет и наметить программу реализации задач по организации межведомственного электронного взаимодействия и переводу услуг в электронный вид.

Подобное положение дел эксперты объясняют тем, что государства в лице органов законодательной власти не произвело достаточный анализ требований будущих потребителей госуслуг в масштабах всех субъектов РФ и не смогло адаптировать ни законодательство, ни механизмы контроля выполнения задач, а также деятельности органов исполнительной власти.

Электронное правительство — свет в конце туннеля

На фоне негативной волны оценок звучат и достаточно сдержанные положительные отзывы. Эксперты замечают, что благодаря усилиям государства по созданию электронного правительства, существенно активизировались процессы автоматизации деятельности органов государственной власти во всех ее проявлениях, что обеспечило ИТ-компаниям новый сегмент рынка, который стал для них более-менее открытым.

Они признают, что рынок не стал открытым полностью, но при этом позволяющим ИТ-компаниям получить доступ к реализации крупных проектов, на которые вследствие насыщения технологиями стали не так богаты финансовый и промышленный сектора. В связи с этим, в госсекторе сегодня наблюдается повышенная конкуренция, можно сказать, определенный ажиотаж вокруг популярных тем, явно или косвенно связанных с электронным правительством.

В рамках проекта уже созданы основные элементы инфраструктуры электронного правительства — к примеру, единая система идентификации и авторизации, отдельные элементы которой прошли успешное внедрение. Принимая во внимание то, что во многом благодаря государству российский ИТ-рынок продолжает развиваться столь динамично, несмотря на все еще крайне неравномерный уровень проникновения информатизации в экономику, эксперты замечают, что электронное правительство (какое бы они ни было) дало свои плоды. Речь идет о формировании спроса на целый спектр решений — от инфраструктурных до интеграционных и облачных.

Кстати: 15 процентов жителей Приморского края уже зарегистрировали личные кабинеты на Едином портале государственных услуг, это более 130 тысяч человек. Подано более 60 тысяч заявлений на оказание государственных услуг. С помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг переведено в электронную форму предоставления 26 региональных и муниципальных услуг.

Эти цифры были озвучены на заседании рабочей группы по реализации проекта электронного правительства в ДФО.

12 услуг в области социальной защиты оказываются в электронном виде до пятого этапа через «Социальный портал», две услуги переведены с помощью порталов регионального уровня — это услуга записи на прием к врачу (портал Медицинского информационно-аналитического центра Приморского края) и записи в детский сад (портал «Электронная школа Приморья»), пять услуг в области занятости оказываются через портал «Служба занятости».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *