Подготовка к инвестициям

Южнокорейские, японские и китайские компании намерены локализовать свои производства на Дальнем Востоке. Для того чтобы азиатские инвесторы реализовали свои планы, правительству необходимо в сжатые сроки принять закон о территориях опережающего развития.

Социально-экономическое развитие ДВ

Так называемый разворот российской экономики на Восток во многом зависит от успешной реализации новой модели развития Дальнего Востока. Руководство Минвостокразвития пришло к выводу, что уже более десяти иностранных инвесторов готовы вкладывать средства в организацию производств на Дальнем Востоке. Но им до сих пор непонятны «правила игры» и «аппаратные игры» российских чиновников. Исправить ситуацию можно с принятием законопроекта о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), в которых будут действовать исключительные налоговые и административные условия.

За девять месяцев Минвостокразвития отобрало уже 20 наиболее подготовленных инвестиционных проектов, за счет которых на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона можно привлечь более 2,8 трлн рублей частных инвестиций и обеспечить к 2025 году создание более 53 тысяч рабочих мест. Но, чтобы удвоить ВРП Дальнего Востока за 10 лет, необходимо привлечь 3,2 трлн рублей частных инвестиций дополнительно к тем средствам, которые в среднем ежегодно вкладываются в экономику округа.

«Необходимо отметить, что экспортно-ориентированная модель невозможна без привлечения прямых иностранных инвестиций. Российских производителей не сырьевых товаров, как правило, никто не ждет на зарубежных рынках. Приход иностранных инвесторов с проектами глубокой переработки российских ресурсов откроет окно возможностей, в том числе и для российских инвесторов», — говорит министр развития Дальнего Востока Александр Галушка.

Но пока эти лишь мечты. В 2013 году в экономику Дальнего Востока было вложено всего $2,4 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

— Значительное внешнеторговое сотрудничество Дальнего Востока со странами АТР пока не трансформируется в инвестиционное сотрудничество, как это очень часто происходит в других регионах, — говорит заместитель министра развития Дальнего Востока Максим Шерейкин.

Как заверяет руководство Минвостокразвития, руководители крупнейших японских компаний Sumitomo Corporation, Kawasaki Corporation, Sojitz Corporation, JBIC, Marubeni, Hitachi, Mitsubishi Corporation, Mitsui лично высказывали интерес к проектам в ТОСЭР на Дальнем Востоке. Уже достигнуты договоренности и проработаны схемы предоставления связанных кредитов резидентам будущих ТОСЭР с японским банком международного сотрудничества «JBIC», корейским «Korea Eximbank», государственным банком развития Китая «CBD».

«Сейчас мы активно ведем консультации с заинтересованными потенциальными инвесторами, в том числе по местам расположения ТОР, по определению приоритетных видов экономической деятельности, — пояснил «Эксперт Online» Максим Шерейкин. — Но предположительно, первые ТОР будут привязаны к крупным городам, это наиболее конкурентоспособные места. В перспективе, думаю, они появятся во всех регионах Дальнего Востока. Предварительный список должен быть готов уже к 1 июля. Дальше все будет зависеть от финансирования. Прорабатывая предварительный список, мы смотрим в том числе, где и какая нужна инфраструктура: проложить дорогу, реконструировать железнодорожную ветку, модернизировать и оборудовать порт. Предположительно, границы ТОР будут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч ГА».

Минвостокразвития уже подготовило и законопроект о поправках в Налоговый и Бюджетный кодексы для установления в ТОСЭР льготных налоговых режимов. Резиденты ТОСЭР полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, не будут платить налог на ввозимые для производственных нужд товары — сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0%, в региональный — всего 5% в течение десяти налоговых периодов. В течение последующих периодов — не более 10%. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций. Общая сумма страховых взносов составит 7,6%, в том числе 3% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 1,5% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 1,6% в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Общая налоговая нагрузка на резидентов ТОР составит 12,2%.

«Законопроект о ТОСЭР направлен на привлечение инвестиций на территорию Дальнего Востока, поэтому все меры поддержки нацелены на создание новых производств. Уже действующие компании не смогут стать резидентами ТОР, если не привлекут дополнительные инвестиции для расширения производства или создания дополнительного производства»,- говорит Максим Шерейкин.

Помимо налоговых льгот вводятся упрощенные процедуры изъятия земельных участков для нужд ТОР, отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка. Будут либерализованы процедуры утверждения и применения требований пожарной безопасности, экологической экспертизы, проектной документации объектов капитального строительства, санитарно-эпидемиологического законодательства. Также упростят и сократят сроки таможенного оформления, регистрации прав, имущества, оформление юридических лиц и трудовых мигрантов и прочие бюрократические процедуры. Например, на одну из сложных процедур — получение экологической экспертизы на промышленный объект отводится всего 45 дней, разрешение на строительство будет выдано всего за 26 дней (в некоторых регионах процедура затягивается до двух лет). Позднее отдельными постановлениями пропишут особый порядок действий в ТОР МВД, МЧС, Налоговой инспекции, Таможни, Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Все проверки надзорных органов (кроме Таможни и ФНС) должны быть совместными и длиться не более 15 дней. Однако пока законопроект о ТОСЭР тормозится. Его общественное обсуждение прошло с незначительными замечаниями, но принят он может быть только к концу года на осенней сессии Госдумы.

«Иностранные инвесторы хотят, но не решаются зайти на Дальний Восток. Нужно кардинально изменить эту ситуацию, выстраивать с ними новые отношения. Мы провели уже несколько десятков встреч, в ходе которых компании Mitsubishi, Mitsui, Daewoo, LG, Samsung и другие заинтересовались созданием ТОСЭРов в регионе. Они положительно оценивают создание территорий опережающего развития и ждут принятия закона, а также конкретных площадок», — говорит Александр Галушка.

Вот что, судя по докладу Минвостокразвития, думают иностранные инвесторы о Дальнем Востоке. Первое — интерес к региону есть, но исключительно к сырьевому сектору. Второе — инвестиционный имидж Дальнего Востока существенно подорван.

«Там каждый новый губернатор устанавливал свои правила, — говорит Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграционной политики и регионального развития. — А большинство свободных экономических зон быстро обрастали криминальными структурами и административной рентой, которая сводила на нет все государственные преференции».

Другая проблема в том, что пока внутреннего рынка для значимых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке инвесторы не видят. Этого региона попросту нет на инвестиционных картах большинства компаний. Исправить эту ситуацию должно агентство по привлечению инвестиций при Минрегионразвитии, которое также пока не создано из-за бюрократических проволочек.

«Инвесторы не знают к кому идти, к кому обращаться. Нет единого, понятного и известного окна. Инвесторы говорят: дайте нам проекты, а мы им предлагаем в лучшем случае земельные участки, в худшем «экономическую географию». Инвесторы, особенно китайские, не понимают нашей политики по работе с иностранными инвестициями на Дальнем Востоке», — говорится в докладе Минвостокразвития.

Но вывод делается все же позитивный: «Инвесторы из АТР смотрят на российский Дальний Восток как на долгосрочную стратегическую перспективу, боясь упустить момент, когда на российском Дальнем Востоке откроется окно инвестиционных возможностей»

Например, по данным Японского банка международного сотрудничества (JBIC) Россия входит в десятку приоритетных стран для зарубежных инвестиций японских компаний. Интерес японских компаний к России последовательно рос и достиг своего пика в 2008 году. По-прежнему для большинства японских компаний решающим аргументом в инвестиционных решениях является доступ к российскому рынку: 76,7% инвесторов интересует потенциал роста рынка и 30% — его текущий размер. Главной причиной, тормозящей инвестиционные решения, 33,9% японских инвесторов указали, что «функционирование правовой системы неясно». Впрочем, это мнение может исправить будущий закон о дерегулировании в ТОСЭР. Второй по значимости причиной 30,4% инвесторов назвали «дефицит информации о стране». Но это опять же может исправить будущее агентство по привлечению инвестиций Минвостокразвития.

«Кризис вокруг Украины оказал незначительное влияние на общую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, хотя Соединенными Штатами предпринимались значительные усилия для того, чтобы пристегнуть своих азиатских союзников к общей линии давления на Россию», — говорит Максим Шерейкин.

Несмотря на отсутствие закона о ТОСЭР, Минвостокразвития уже подготовило площадки по территории опережающего развития. По словам Александра Галушки, было рассмотрено более 400 предложений по созданию ТОР. Из них отобрано 38 площадок, однако в список наиболее подготовленных площадок вошли 14. Из них пять ТОСЭР планируются к размещению в Приморье.

«Это открытый перечень территорий опережающего развития, мы отталкиваемся от наиболее проработанных площадок. Данные площадки призваны стать первыми историями успеха. Чем больше будет успешных ТОСЭР, тем лучше для развития региона и страны», — заявил Александр Галушка.

Кроме того, Минвостокразвития рассмотрело 340 инвестпроектов, которые должны реализовываться вне ТОСЭР. Были отобраны 32, из которых 20 признаны готовыми к реализации. Среди отобранных проектов — строительство нефтехимического комплекса на юге Приморского края, завод по производству минеральных удобрений в Находке, рыбопромышленного комплекса на острое Шикотан, угольного терминала в порту Ванино Хабаровского края и многие другие. Но здесь речь идет в основном об инвестициях российских компаний. По словам Александра Галушки, только реализация этих 20 проектов позволит привлечь в регионы Дальнего Востока 2,8 трлн рублей инвестиций, создать до 53 тысяч новых рабочих мест и выпускать дополнительно продукции на 656 млрд рублей ежегодно.

Основной вывод по итогам девяти месяцев работы Минвостокразвития прост: к привлечению иностранных инвесторов все готово, российские компании подают впечатляющий пример о возможностях работы на Дальнем Востоке. Азиатские компании тоже с нетерпением ждут возможности зайти на Дальний Восток. Нужен только закон о ТОСЭР, который утвердит прозрачные правила игры.

Главные причины недоверия инвесторов к Дальнему Востоку:

  • Дефицит предложений инвесторам. И площадок, и проектов;
  • нескоординированные усилия по продвижению инвестиций имеют серьезные негативные последствия;
  • расфокусированность и распыление ресурсов из-за дублирования усилий;
  • информация, не соответствующая целям продвижения инвестиций;
  • организации по привлечению инвестиций, не способные содействовать во всех аспектах процесса инвестирования;
  • противоречивые посылы, от национальных, региональных и местных промоутеров, ведущие к негативным результатам;
  • дезориентированные и обескураженные инвесторы;
  • инвесторы, которые пытаются сталкивать официальных лиц друг с другом, например, с целью получить льготы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *