Дороги пробиваются сквозь кризис

10 лет назад дорожная инфраструктура Дальнего Востока была настолько несовершенной, что, казалось, не хватит жизни, чтобы привести ее в нормальное состояние — лишь единичные дороги соответствовали нормативу. Сегодня уже не скажешь что в России, и конкретно на Дальнем Востоке, не строятся дороги. Хотя еще строить и строить и благоустраивать.

строительство объездной дороги вокруг краевого центра

Эти перемены во многом стали возможны благодаря возрождению системы дорожных фондов. Их упразднение в годы перестройки было признано ошибкой. Дорожные фонды оказались самым надежным источником финансирования дорожного строительства. Основными источниками их пополнения стали акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог.

Сегодня более 50% федеральных трасс, благодаря стабильному финансированию, приведены к нормативному состоянию, сказал в одном из интервью руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Роман Старовойт. В этом году уже 62% федеральных дорог планируется довести до норматива, а к концу 2018 года — 85%.

Правда, выполнить это условие в ряде субъектов ДФО, даже при повышенном внимании государства к региону, не представляется возможным, считают некоторые представители отрасли. И это при том, что темпы дорожного строительства набрали такое ускорение, что компании отчитываются об опережающих сроках ввода дорог в строй. Правда, в основном это касается дорог федерального значения. По словам директора ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергея Петраева, в прошлом году подрядчиками дирекции было введено в эксплуатацию 208 км дорог при плановых 196 км. За год они сумели освоить 23,5 млрд рублей, благодаря хорошему техническому оснащению. А это еще один показатель перемен в дорожной отрасли: многие компании смогли провести техническое перевооружение и полностью обновили парк техники.

На Дальнем Востоке основной объем средств федерального дорожного фонда, был направлен на реконструкцию участков федеральной автомобильной дороги М-56 «Лена» (Невер — Якутск) — 12,7 млрд рублей. На втором месте по объему инвестиций оказалась федеральная дорога М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока — 7,1 млрд рублей. На строительство федеральной автодороги «Колыма» — от Якутска до Магадана — было выделено 3,1 млрд рублей, на реконструкцию дороги М-58 «Амур» на участке Чита — Хабаровск — 0,7 млрд рублей.

В прошлом году на автомобильной дороге М-56 «Лена» в эксплуатацию было введено 120 км, это стало самым большим достижением за годы ее строительства. В наступившем году в эксплуатацию будет сдано еще более 111 км этой дороги. На сегодня автодорога «Лена» считается одной из наиболее быстро строящихся на Дальнем Востоке.

Настораживающий факт

В последнее время появились признаки пересмотра объемов финансирования дорожных фондов в сторону сокращения. По некоторым оценкам, Росавтодор в 2015 году из-за общих кризисных проблем в стране может снизить бюджет на 40 млрд рублей. На вопрос «Дальневосточного капитала», будет ли в этой связи заморожено дорожное строительство в ДФО, директор ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергей Петраев на итоговой пресс-конференции в феврале этого года подтвердил, что рассматривается несколько вариантов поправок. Один из них — перераспределение объемов финансирования между строительством, ремонтом и содержанием дорог. Деньги в первую очередь могут быть направлены не на дальнейшее строительство, а на ремонт ранее построенных участков. И в то же время заверил, что в отношении дирекции «Дальний Восток» таких планов нет. «Наша задача — сохранить набранные темпы строительства», — добавил Сергей Петраев.

Остроту финансового обеспечения можно снизить за счет оптимизации стоимостных параметров строящихся дорог, такое предложение озвучил в октябре пошлого года на Госсовете министр транспорта Максим Соколов. «Совместно с Минстроем мы уже начали такую работу и в 2014 году разработали и утвердили укрупненные нормативы цены конструктивных решений для автомобильных дорог», — сказал он.

Ожидается, что в ближайшие годы не изменится и план финансирования по статье «содержание федеральных дорог». Эта задача в Дальневосточном регионе возложена на ФКУ «Дальуправтодор». За управлением закреплена сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения в шести субъектах: Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе. «По итогам 2014 года уровень финансирования этих работ составил примерно 75-80% от норматива», — сказал заместитель начальника ФКУ «Дальуправтодор» Юрий Залевский журналу «Направление ДВ». Но до конца 2017 года он должен вырасти в 1,78 раза, что, как надеется Залевский, позволит достичь нормативных объемов финансирования.

Итак, финансирование федеральных автодорог за последние годы значительно улучшилось, что и обеспечило прорыв в строительстве и капитальной реконструкции. Теперь посмотрим, что изменилось в отношении региональных и муниципальных автодорог.

В целом в дальневосточных субъектах все относительно неплохо. Движение вперед есть. И тоже благодаря появлению дорожных фондов. Хотя и темпы строительства не те, и финансирование. Но надо отметить, что федеральный фонд помогает дофинансировать региональные, как, в свою очередь, региональные дорожные фонды субсидируют муниципальные.

На этот год федеральный бюджет увеличил ассигнования на обеспечение дорожной деятельности в регионах на 22,4%. В каждом конкретном регионе это будет своя цифра. Дорожный фонд Приморского края, например, дополнительно получил на этот год 1 млрд рублей.

Приморский край движется по плану

Приморье в последние годы, пожалуй, лидирует по объему строительства и реконструкции дорог. Имеется в виду в совокупности весь объем, независимо от ведомственной привязки. Толчком, безусловно, послужили годы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, они и позволили провести масштабную реконструкцию и строительство дорог в пределах самого города и до аэропорта Кневичи. Продолжение дорожного строительства в крае идет уже в рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края».

Как следует из сообщения пресс-службы администрации Приморского края, с 2013 по 2017 годы на развитие дорожной отрасли в крае будет потрачено почти 190 млрд рублей. В том числе из федерального бюджета — 11,9 млрд рублей, из краевого — 33,9 млрд, из бюджетов муниципалитетов — 186,3 млн рублей и из иных, неназванных внебюджетных, источников — 139,9 млрд рублей.

До 2017 года только за счет средств краевого бюджета в Приморье будет построено и реконструировано 90 км автодорог.

Самое масштабное дорожное строительство в крае связано в настоящее время со строительством и реконструкцией дороги, соединяющей Владивосток, Находку и порт Восточный, — одной из самых напряженных по объему грузооборота и не соответствующей нормативам. Строительство дороги разбито на несколько этапов. Очередной, протяженностью 9 и 4,25 км, планируется завершить в марте 2016 года. Он соединит краевой центр с пос. Шкотово и будет значительно короче старой дороги. На участке будут построены две транспортные развязки на разных уровнях, восемь мостов и путепроводов. Первые 9 км дороги — от аэропорта до будущей игорной зоны — строители обещают сдать раньше планируемого срока, уже к концу 2015 года.

Проект готов и на следующий этап дороги с выходом в район пос. Речицы в Шкотовском районе и одобрен госэкспертизой. Его стоимость оценивается в 16 млрд рублей. Что касается остальных участков строительства этой автодороги, то для их финансирования рассматривается вариант государственно-частного партнерства. Не исключаются варианты концессии.

Паводок обеспечил приток финансирования

Дорожная отрасль Хабаровского края получила в прошлом году более 7 млрд рублей федеральной помощи, что стало рекордным показателем за последние годы. Таких объемов работ на дорогах Хабаровского края, как в 2014 году, не было ни пять, ни десять лет назад, что связано с восстановлением дорог, разрушенных паводком 2013 года.

В 2014 году в Хабаровском крае было построено около 103 км новых краевых автодорог. В этом году в эксплуатацию будут сданы четыре важных переходящих объекта: Хабаровск — Лидога — Ванино, Селихино — Николаевск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре — Березовый — Амгунь — Могды — Чегдомын.

Амурской области в прошлом году тоже пришлось восстанавливать дороги, разрушенные мощным паводком 2013 года. Федеральный бюджет помог, выделив на эти цели около 1,5 млрд рублей.

В то же время Амурская область выбилась из норматива ремонта и капитального ремонта сети региональных автодорог. Вместо плановых 931 км дорог в 2014 году было отремонтировано 23,77 км и 129,77 п. м мостов. То есть общая сумма ремонтных работ составила 4,9% от норматива. Не выполнен и норматив на содержание действующей сети автомобильных дорог. Таковы реалии области. Проблема в ограниченных финансовых возможностях областного дорожного фонда. Дорожный фонд Амурской области в 2014 году составил примерно 2,1 млрд рублей, из них почти 700 млн было направлено на муниципальные дороги.

На 2015 год в бюджете регионального дорожного фонда вообще не предусмотрены средства на статью «ремонт автомобильных дорог». По статье «капитальный ремонт» запланировано отремонтировать 28 км дорог.

К тому же Амурская область столкнулась в последние годы с такой проблемой, как недостаток лицензированных карьеров сыпучих материалов, в большинстве районов области они отсутствуют. Из-за этого приходится завозить грунт, песок, щебень из других регионов.

В Камчатском крае в 2014 году было завершено строительство сразу нескольких объектов, ввод в эксплуатацию которых считается стратегически важным для развития транспортной инфраструктуры. Это три мостовых перехода через реку Камчатка, ввод в эксплуатацию которых обеспечил круглогодичное автомобильное сообщение между Петропавловском-Камчатским и поселком Усть-Камчатск. Завершено строительство участка от 308 до 350 км автозимника продленного действия Анавгай — Палана, что обеспечило круглогодичный проезд между поселками Тигиль и Палана.

По словам заместителя председателя правительства Камчатского края Юрия Зубаря, в 2015 году планируется начать строительство участка от 230 до 240 км автозимника Анавгай — Палана, возведение мостового перехода через реку Кирганик на автомобильной дороге Мильково — Ключи — Усть-Камчатск, реконструкцию нескольких участков на трассе Петропавловск-Камчатский — Мильково.

Твердое покрытие Сахалина

В Сахалинской области к дорогам федерального значения относятся всего 130 км двух дорог: Южно-Сахалинск — Корсаков и Южно-Сахалинск — Холмск. Еще 1,5 тыс. км дорог приходится на дороги регионального и межмуниципального значения. Сегодня полным ходом идет работа по их реконструкции и строительству.

Одна из основных задач — заасфальтировать до 2020 года всю транссахалинскую магистраль. Сахалинская область вполне может справиться с ней, учитывая возможности бюджета, обеспеченные дополнительными средствами за счет роялти проекта «Сахалин-2».

Принято решение произвести асфальтирование дорог и на Курильских островах, хотя в рамках федеральной целевой программы это не предусматривалось. И эта работа уже идет полным ходом. Отремонтирован и заасфальтирован участок дороги от Курильска до пос. Рейдово на Итурупе. Теперь время в пути занимает 10 минут, а раньше — часы.

«Лена» финансируется с превышением

В Республике Саха (Якутия) в прошлом году были выполнены работы первой стадии на очередном участке — 18 км федеральной дороги «Лена», от 93 до 123 км между Невером и Якутском. Полностью участок будет готов в 2015 году. По итогам 2014 года зафиксирован значительный прирост объемов всех видов ремонта и реконструкции — 113 км.

В 2015 году объем средств, направленных на ее капитальный ремонт, увеличился на 30%. Причем не исключено выделение в течение года дополнительных средств. Общая протяженность автодороги «Лена» — 1157 км, сейчас нормативу соответствует более половины ее протяженности. В 2018 году Упрдор «Лена» планирует привести всю дорогу в нормативное состояние.

Под пристальным вниманием властей Якутии находятся две республиканские дороги — «Яна» и «Верхоянье», соединяющие Верхоянский район с Якутском. Несмотря на официальный статус, эти дороги на большей части своей протяженности представлены автозимниками. В летнее же время между большинством населенных пунктов Верхоянского района действует только воздушное сообщение. Только 200 км этих дорог имеют твердое покрытие. Привести до 2018 года эти дороги в нормативное состояние не получится, считает глава администрации муниципального образования «Верхоянский район» Виктор Павлов. Причина понятна — экстремальные климатические условия, из-за чего дорожный сезон здесь короче, чем в других регионах. Сказывается и недостаток финансирования, хотя на дорожное хозяйство средства выделяются и немалые, говорит глава МО, и ограниченное число подрядных организаций.

Главная дорога Колымы

Главная автодорога Магаданской области «Колыма» в настоящее время в целом достаточно комфортна для проезда, считают специалисты-дорожники, хотя изначально не соответствовала современным требованиям. Почти на всем ее протяжении дорожное покрытие позволяет развивать скорость до 90 км/ч. Но лишь один участок, протяженностью всего 6,437 км, соответствует категории, где разрешенная скорость движения может достигать 110 км/ч. По словам начальника ФКУ Упрдор «Колыма» Виктора Игнатьева, в 2015 году финансирование дороги останется на уровне прошлого года. Однако привести всю федеральную автодорогу в нормативное состояние к 2018 году вряд ли удастся, считает он.

Муниципальные дороги остаются проблемой

Если с федеральными и региональными дорогами дела в большинстве субъектов ДФО обстоят неплохо, то муниципальные образования со своей задачей справляются хуже. Причина в размере муниципальных дорожных фондов и в их управляемости. Например, муниципальные образования имеют возможность привлечь к софинансированию своих объектов региональные бюджеты, но зачастую не готовы представить обоснования для получения субсидий.

Между тем в региональных дорожных фондах предусмотрены статьи таких расходов. В 2014 году Контрольно-счетная палата (КСП) Приморского края, например, констатировала, что департамент дорожного хозяйства оказался в списке лидеров по неисполнению бюджета по этой самой причине. Средства дорожного фонда остались неосвоенными. Кое-каким главам муниципальных образований пришлось давать ответ: прочему не были поданы заявки на получение средств из регионального фонда? Для воздействия на нерасторопных глав муниципальных образований законодатели предлагают перераспределять оставшиеся в бюджетах региональных фондов средства в пользу тех муниципалитетов, где план по финансированию дорожных работ выполняется на 100%.

Звучат также предложения о целесообразности формировать дорожные фонды только в муниципальных районах и городских округах, чтобы эффективнее управлять собранными средствами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *