Недра – наше всё

Какие бы проекты в приложении к Дальнему Востоку в последнее время ни обсуждались, недра и их богатства остаются самыми привлекательными для вложения средств. Инвесторы выдвигают лишь одно условие — обеспечить государственную поддержку инфраструктурным проектам. Дороги, энергетика — вот ключевое звено, в которое упираются и буксуют даже очень крупные проекты освоения недр.

освоение недр

Но лед тронулся, и государство сегодня готово предоставить беспрецедентные льготы. Правда, очень крупным проектам, пишет «Дальневосточный Капитал».

Драгметаллы

По данным Дальнедр, основной объем добычи золота (95%) в прошлом году в ДФО обеспечили 5 регионов. Лидировал Чукотский автономный округ, на долю которого пришлось 23,4%, или более 32,1 т. На втором месте Амурская область — 20,2% (более 27,8 т). На третьем — Республика Саха (Якутия), на ее территории добыто около 25 т золота — 18,2%. Далее следует Магаданская область — около 17,8% добычи (24,5 т золота), и завершает список лидеров Хабаровский край, где в прошлом году добыто более 21,3 т золота (15,5%).

На Чукотке ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания» обеспечило основной объем добычи золота и серебра: месторождения Купол и Двойное.

В Амурской области основной производитель драгметаллов — ОАО «Покровский рудник» (месторождения Покровское и Пионер). В Республике Саха (Якутия) крупнейшие производители — ОАО «Алданзолото» ГРК, разрабатывающее Куранахскую группу месторождений, ООО «Нерюнгри-Металлик» (месторождения Таборное, Гросс), ЗАО «ГДК «Западная» (месторождение Бадран), ОАО «Золото Селигдара» (месторождения Надежда, Верхнее, Смежное-2, Подголечное). В Камчатском крае основную добычу драгметаллов обеспечило ЗАО «Тревожное зарево» на Асачинском золото-серебряном месторождении.

В 2015 году в Дальневосточном округе было добыто более 4,4 т платиноидов, что на 53,3% больше, чем в 2014 году. 92,7% добычи пришлось на месторождение россыпной платины Кондер в Хабаровском крае.

Основной объем добычи алмазов обеспечила АК «АЛРОСА» в Якутии из месторождений алмазных трубок Удачная, Зарница, Айхал, Комсомольская, Юбилейная и др., ОАО «АЛРОСА-Нюрба» — трубка Нюрбинская. Общая добыча выросла на 3,4 млн карат.

И все это в непростых климатических условиях, часто в отсутствии дорожной и энергетической инфраструктуры. Региональный вице-президент по России корпорации «Кинросс Голд», которая работает на Чукотке уже более 20 лет, Клод Шимпер тем не менее считает, что в США или Канаде компания не вышла бы на такие показатели, как в нашей стране. За эти годы компания произвела 5 млн унций золота. «Только в России такое возможно», — заключил Клод Шимпер. Большую роль в достижении успехов в России он отвел местным органам власти.

— Без них мы не смогли бы сформулировать свои цели и достичь их. У нас нет никаких барьеров, нам никто не ставит палок в колеса. Есть, конечно, технические сложности, с которыми компании встречаются в любой стране. Все сложности мы знаем, обходим их, — говорит Шимпер. — У нас есть долгосрочная стратегия — это развитие региона. Мы рассчитываем на долгую работу в России. Мы ощущаем все законодательные изменения.

Кстати, в прошлом году «Кинросс Голд» стала использовать Северный морской путь, упростив логистику поставок материалов, оборудования и продукции. Региональный вице-президент пообещал, что компания не только не уйдет из региона, но и на следующем форуме объявит о новых проектах, в том числе в Магаданской области.

О том, что проекты в сфере недропользования по основным металлам, особенно по золоту, реализуемые в России и на Дальнем Востоке в том числе, выглядят привлекательнее, чем в других странах, даже в условиях значительного падения сырьевых цен, говорил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) партнер компании «Эрнст и Янг», руководитель группы консультационных услуг по сделкам для компаний горнодобывающей и металлургической отраслей Борис Яценко. Эксперт дал оптимистичную оценку российским проектам в области недропользования.

— Анализ показывает, что российские мультипликаторы ниже мировых в полтора-два раза. Таким образом, фундаментально российские добывающие компании привлекательны, но недооценены. Причина недооценки — это, конечно, вопрос ликвидности российских активов в целом. Но основная — в том, что многие инвесторы рассматривают Россию как высокорисковую страну: неразвитость инфраструктуры, политические риски и пр., — сказал он.

Ключевая поддержка

Минприроды готово принимать меры для стимулирования отрасли, говорил на ВЭФ министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. За три последних года принят ряд ключевых законов, которые существенно снизили бюрократические барьеры. Учитывая длительный период освоения любого месторождения, это существенный вклад в улучшение инвестиционной привлекательности добывающей отрасли, подчеркнул министр.

На Дальнем Востоке будущее недропользования строится на новых механизмах поддержки со стороны государства. Государство наконец-то включилось в строительство дорожной и энергетической инфраструктуры, в том числе через финансирование приоритетных инвестиционных проектов.

Минвостокразвития уже отобрало восемь проектов в области недропользования для субсидирования затрат на создание инфраструктуры из федерального бюджета. В их числе проекты компаний «Полюс», «Колмар», «АЛРОСА», группы компаний «Петропавловск», «Ургалуголь», «Сибирский горнометаллургический альянс (Озерновский)», «Тарынская золоторудная компания» и ГМК «Тимир», которые реализуются в Магаданской и Амурской областях, Хабаровском и Камчатском краях, в Якутии. В министерстве ожидают, что на один бюджетный рубль, вложенный в эти проекты, будет получено 8,8 руб. частных инвестиций.

Для того чтобы эти планы состоялись, министерство, отвечающее за развитие Дальнего Востока, делает определенные шаги навстречу частному бизнесу, беря на себя обязательства поддерживать приоритетные проекты. В частности, на ВЭФ чиновники ударили по рукам с руководителями целого ряда крупных компаний. Так, на форуме было подписано соглашение между Минвостокразвития и компанией «УК Полюс» — инвестором проекта о предоставлении субсидии в рамках строительства горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе Наталкинского золоторудного месторождения.

Мощность предприятия составит свыше 13 тонн золота в год. Общий объем инвестиций в реализацию проекта — 98,4 млрд рублей, из которых объем государственной инфраструктурной поддержки составит 9,9 млрд рублей. Субсидия направляется на строительство линии электропередачи 220 кВт с распределительным пунктом и подстанцией. Доступ к инфраструктуре несколько лет был главной проблемой, которая тормозила освоение этого месторождения.

ЛЭП откроет доступ к электроэнергии еще для 15-ти месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции в Магаданской области. «Руднику им. Матросова» потребуется 80 мВт электроэнергии. Еще как минимум 45 мВт заберет запущенное инвестиционной компанией «Арлан» золоторудное месторождение Павлик. К тому же ВЛ Усть-Омчуг — Омчак (Новая) позволит снять сетевые ограничения на выдачу электрической мощности Колымской ГЭС и обеспечит прогнозируемый рост нагрузок на месторождениях Дегдеканское, Игуменовское, Родионовское, Павлик-2 и Тарын-2.

Одним из наиболее масштабных (8,5 млрд руб.) можно считать участие государства в финансировании инфраструктуры для нового алмазодобывающего предприятия, которое планирует построить АК «АЛРОСА» на месторождении Верхне-Мунского рудного поля. Общий объем инвестиций в новое предприятие оценивается в 63 млрд рублей. Балансовые запасы алмазов Верхне-Мунского рудного поля — 38,3 млн карат. Срок освоения месторождения — до 2043 года. Минвостокразвития и АК «АЛРОСА» подписали инвестсоглашение по реализации этого стратегического для алмазной компании проекта, направленного на повышение капитализации и поддержание достигнутых объемов алмазодобычи.

С АО «Тарынская золоторудная компания» (входит в «Высочайший») было подписано соглашение по реализации инвестиционного проекта «Строительство и эксплуатация горно-обогатительного комбината «Тарын» на месторождении Дражное» в Оймяконском районе Якутии. Мощность предприятия составит свыше двух тонн золота в год. Общий объем инвестиций в реализацию проекта — 9,8 млрд рублей, из которых объем государственной инфраструктурной поддержки составляет 978 млн руб.

Одним из финансовых партнеров недропользователей стал Фонд развития Дальнего Востока. В частности, этот институт развития планирует вложить до 7 млрд руб. в проект компании «Колмар» по освоению Инаглинского и Денисовского месторождений угля в Якутии, о чем еще говорил журналистам глава Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков. По его словам, это интересный проект, есть практически вся инфраструктура, компания уже добывает уголь.

Еще одним стимулом должен стать режим территории опережающего развития (ТОР), который предполагает целый ряд льгот и преференций для ее резидентов. На ВЭФ, к примеру, Корпорация развития Дальнего Востока подписала соглашение с чукотскими компаниями «Порт Угольный», «Берингпромуголь» и «Канчалано-Амгуэмская площадь» об осуществлении деятельности в ТОР «Беринговский» на общую сумму инвестиций в проекты 11 млрд руб. «Порт Угольный» займется техническим перевооружением морского порта Беринговский для увеличения экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. А «Берингпромуголь» будет добывать коксующийся уголь на Амаамском месторождении.

Минвостокразвития России также отобраны для господдержки проекты: «Развитие золотодобычи в Селемджинском районе» Амурской области (инициатор проекта — ГК «Петропавловск»), «Комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобогащения» (инициатор — ОАО «Ургалуголь» (ОАО «СУЭК») в Хабаровском крае, «Горно-металлургический комбинат по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения» в Камчатском крае (инициатор — ОАО «Сибирский горно-металлургический альянс»).

Как отметил на специальной сессии ВЭФ по недрам зам. министра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев, до конца года министерство планирует внести в Госдуму РФ проект изменений в Налоговый кодекс, которые касаются нового механизма государственной поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, не получивших субсидию на создание объектов внешней инфраструктуры.

— Это предоставление инвесторам налоговых льгот в объеме осуществленных инвестиций в объекты транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктуры, необходимые для реализации такого проекта. По нашей оценке, недропользователи смогут за счет этого инструмента вернуть свои инвестиции в инфраструктуру за срок от 2 до 10 лет, — отметил Сергей Качаев.

Соискатели

Ряд проектов в области добычи и переработки полезных ископаемых пока не нашли инвестиционной поддержки, в том числе от государства, хотя находятся в высокой стадии готовности. Им на ВЭФ была посвящена отдельная презентация.

Проект освоения месторождения графита Союзное в ЕАО и производство рядовых и высокотехнологичных графитов. Цель проекта — создать крупного технологичного игрока на растущем рынке графита. Россия сегодня импортирует графит до 82%. Союзное месторождение считается вторым в мире по запасам и по уровню содержания графита в руде. Общий требуемый объем инвестиций в проект составляет 5,6 млрд руб., вложено 0,8 млрд из собственных средств инвесторов, необходимые инвестиции составляют 4,8 млрд. Срок окупаемости проекта всего 4 года с момента запуска.

Проект освоения Западно-Анабарского участка недр на базе Омсукчанского угольного бассейна в Магаданской области. Цель — создать крупное угледобывающее производство для поставок металлургических углей на рынки Японии и стран АТР. Инициатор проекта — ООО «Северо-восточная угольная компания» (СВУК), входящее в состав ООО «Восточная горнорудная компания». Основные трудности проекта — отсутствие транспортной инфраструктуры, в то же время он актуален в свете строительства федеральной автодороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь, финансируемой из государственного бюджета.

Еще три представленных проекта не относятся непосредственно к добыче, но касаются переработки сырьевых ресурсов. Это проект в области переработки углеводородов в г. Алдане Республики Саха (Якутия), проект по производству метанола в Сковородино Амурской области и проект по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов — «Амурский нефтеперерабатывающий завод». Инициатор последнего проекта ООО «Амурская энергетическая компания» предлагает внести изменения в закон о ТОР, что позволит добывающим компаниям, не находящимся непосредственно на территории опережающего развития, получать налоговые льготы, предусмотренные этим законом.

Александр Хлопонин, приветствуя 3-й международный форум «Геологоразведка — 2016», что состоялся в октябре этого года, сказал, что «правительство готово поддерживать каждое конструктивное предложение».

Государство уходит из ГРР

Эксперты отмечают сокращение в России бюджетного финансирования геологоразведочных работ на протяжении последних лет. В 2015 году финансирование ГРР на территории ДФО из средств федерального бюджета сократилось на 12,8% по сравнению с 2014 годом и составило 4,339 млрд руб. Сокращение коснулось всех субъектов ДФО, кроме Амурской области (см. табл.). За счет федеральных средств в округе профинансированы ГРР на углеводородное сырье, благородные металлы, драгоценные камни, цветные и редкие металлы, уголь и нерудные полезные ископаемые.

В то же время отмечен рост финансирования ГРР за счет средств недропользователей — на 17,9% больше, чем в 2014 году. Наиболее значительно оно выросло в Приморском и Камчатском краях, Республике Саха (Якутия), Амурской области, Чукотском АО. Объектами финансирования недропользователей стали вышеперечисленные минеральные ресурсы. В 2015 году удалось существенно прирастить запасы золота. Кроме того, получены дополнительные запасы серебра, платины, алмазов, никеля, меди, молибдена, сурьмы, железных руд, графита, каменного угля, нефти, газа, конденсата, лечебных грязей и подземных вод.

Недропользователей беспокоит то, что государство планирует переложить на них и финансирование ранних стадий геологоразведочных работ — поисковую и оценочную.

В борьбе за инвестиции в ГРР

В сентябре Минприроды разместило на сайте для общего обсуждения проект новой стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ, рассчитанной до 2030 года. Поговорить о ней крайне важно и актуально для Дальневосточного региона, учитывая, что минеральные богатства территории изучены и освоены слабо.

Как сказано в общих положениях, минерально-сырьевой комплекс является одним из наиболее экономически устойчивых и социально значимых секторов российской экономики, основным донором бюджетной системы страны. Но инвестиции в него сокращаются. По словам генерального директора Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Игоря Шпурова, нераспределенный фонд крупных месторождений в России практически исчерпан. Пора определиться с поисковым этапом.

— Сегодня до 90% прироста запасов — это доразведка существующих месторождений. Открытий достаточно мало, до 10% от всего прироста запасов. Тем более — мало больших открытий. Мы говорим, что нам необходимо через 20 лет уже добывать из тех месторождений, которые еще не открыты. Это должны быть рентабельные месторождения, а для этого должна быть стратегия поиска, а перед этим — стратегия ранжирования перспективных территорий, и это уже задача государства.

Стратегия призвана повысить инвестиционную привлекательность геологоразведочных работ в России. Стратегией признается, что в последние десятилетия резко обострилась конкуренция между странами за инвестиции в геологоразведочные работы, что связано с осознанием широких возможностей для развития национальной промышленности и социальной сферы. Эти возможности появляются в связи с приходом в страны горных и нефтегазовых компаний. Многие юрисдикции, располагая серьезным ресурсным потенциалом, сумели создать благоприятную для инвесторов нормативно-правовую базу и бизнес-среду и привлечь десятки миллиардов долларов в изучение и освоение недр. Все эти страны являются прямыми конкурентами России на рынках минерального сырья, перспективных участков недр, инвестиций в ГРР и разработку месторождений, признается в стратегии.

Ее создатели ожидают дальнейшего обострения конкуренции как за обладание минерально-сырьевыми базами и ресурсами, так и за мировые и региональные рынки сбыта минерального сырья, а также за инвестиции в геологоразведку.

Эксперты признают, что в России существуют и внутренние риски в виде диспропорций в географо-экономическом размещении сырьевой базы, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и потребителей минерального сырья. Имеет место исчерпание сырьевой базы крупных градообразующих горных предприятий, построенных еще в середине ХХ века, в том числе в удаленных, депрессивных и геополитически значимых регионах, и связанный с этим отток населения. Это прямой намек на богатые природными ресурсами, но удаленные и малонаселенные территории Дальнего Востока.

Разработчики стратегии разделили все минеральные ресурсы на шесть групп:

1 группа. Нефть; растворенный нефтяной газ.

2 группа. Газ свободный; конденсат.

3 группа. Питьевые и технические подземные воды.

4 группа. Бериллий, бокситы, висмут, графит, каолин, литий, марганцевые руды, ниобий, олово, плавиковый шпат, редкоземельные металлы, рений, скандий, тантал, титан, уран, хромовые руды, цирконий.

5 группа. Алмазы, барит, вольфрам, золото, кадмий, молибден, свинец, серебро, сурьма, цинк.

6 группа. Апатитовые руды, бентонитовые глины, борные руды, ванадий, германий, гипс и ангидрит, глины тугоплавкие, железные руды, известняки флюсовые, калийные соли, кобальт, медь, нефелиновые руды, никель, перлитовое сырье, платиноиды, поваренная соль, сульфат натрия, тальк и тальковый камень, уголь, формовочные материалы, фосфоритовые руды, хризотил-асбест, цементное сырье.

И определили их пороговые значения для минерально-сырьевой безопасности. Исходя из них, страна полностью обеспечена в отношении полезных ископаемых второй и шестой групп; частично — в отношении полезных ископаемых первой и пятой групп; и не обеспечена в отношении полезных ископаемых четвертой группы.

Стратегией предлагается изменить подход к государственному финансированию стадий воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ). За счет средств федерального бюджета предлагается финансировать региональные, научные и тематические геологические исследования и, частично, работы, выполняемые в рамках государственно-частного партнерства. А финансирование поисковых и оценочных работ, непосредственно ориентированных на воспроизводство МСБ, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году. Весь объем поисковых, оценочных и разведочных работ предлагается выполнять за счет средств внебюджетных источников, т. е. за счет частных инвестиций. Это существенные изменения.

Достижение года

Завершить обзор хотелось бы достижениями года. К ним стоит отнести принятие новой российской классификации запасов по углеводородам, которая гармонизирована с международной классификацией (сентябрь этого года). Говорилось об этом много лет и на всевозможных форумах. Наконец свершилось.

— Это первая российская классификация, которая была интегрирована с ООНовской классификацией, — говоря о ней на конференции «Геологоразведка — 2016», отметил генеральный директор Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров. — Что это нам дает? Классификация — это, по сути, калькулятор. Важно, что она дает возможность перехода на отечественную систему аудита запасов. А это — независимость от иностранных финансовых институтов. В настоящее время мы разрабатываем аналогичную классификацию по твердым полезным ископаемым.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *