Утилизационный сбор объявлен временным

Еще недавно российские власти считали, что им удалось перехитрить развитые страны, заменив высокий импортный тариф на иномарки так называемым утилизационным сбором — то есть новой дополнительной платой за ввоз автомобиля на территорию России. Однако партнерам по ВТО не понравились такие хитрости. Защита рынка с помощью разнообразных запретов и утилизационных сборов противоречит нормам ВТО — предупредила Россию Еврокомиссия.

утилизационный сбор

  Реакция оказалась почти мгновенной. Вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что введение сбора — явление временное и утилизационный сбор может быть вскоре отменен. «Да, это мера временная, но вместе с тем еще много что нужно будет сделать, чтобы ее отменить», — сказал Шувалов. По его словам, утилизационный сбор может быть отменен, «если, конечно, мы с вами научимся жить, как в Японии или других цивилизованных государствах, когда машина служит семье три-пять лет, а после этого утилизируется, либо при покупке вы оплачиваете уже ее утилизацию». «И когда страна, и экономика, и общественность — все уже стимулируют рынок к тому, чтобы не употреблять хлам, тогда, конечно, у нас с вами никакого утилизационного сбора не будет», — уточнил он. Откуда россиянам взять деньги на покупку нового автомобиля «каждые три-пять» лет Шувалов, однако, не сообщил.

Напомним, что с 1 сентября в России импортеры легковых и коммерческих автомобилей обязаны платить утилизационный сбор, ставка которого будет зависеть от возраста и мощности ввозимого в страну автомобиля. По мнению аналитиков, данный сбор является протекционистской мерой, призванной компенсировать снижение таможенных пошлин на автомобили, произошедшее после вступления России в ВТО.

Между тем игры России вокруг пошлин уже вызвали резкую реакцию со стороны Европы. Комиссар Евросоюза по торговле Карел де Гюхт напомнил, что Москва, вступив в ВТО, «обязана играть по правилам», и пригрозил пожаловаться на РФ за множество ограничительных практик, — пишет «Независимая газета».

Как пояснил старший экономист департамента экономики бизнеса банка HSBC Марк Беррисфорд-Смит, от возможных претензий России никуда не деться. «Как раз то, о чем предупреждает Евросоюз и произойдет», — считает он.

В свою очередь, директор филиала компании «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов отмечает, что утилизационный сбор — это противовес снижению пошлин при вступлении в ВТО. «Какую бы поддержку отечественным автопредприятиям ни оказывало правительство, наши автомобили по-прежнему сильно проигрывают иностранным аналогам в соотношении цена-качество, — говорит он. — Утилизационный сбор — это очередная мера поддержки отечественного автопрома и некий шаг назад после вступления в ВТО».

При этом данный сбор уже привел к росту цен на иномарки. «Насколько это временная мера — будет зависеть от возможностей отечественных автолоббистов, а не от того, с какой скоростью россияне меняют машины, — продолжает аналитик. — И в недовольстве европейцев нет ничего удивительного. Утвержденные в конце августа ставки утилизационного сбора оказались в разы выше, чем в Европе, где такие ставки обычно не превышают 1% от стоимости автомобиля. После критики эти ставки были снижены, но неприятный эффект остался. Не исключено, что ставки утилизационного сбора могут измениться и снизиться для бюджетных моделей. Если человек может купить машину за $50 или 100 тысяч, то дополнительные $500-1500 сбора не изменят его желания».

По словам аналитика агентства «Инвесткафе» Андрея Шенка, если текущие темпы роста рынка сохранятся, то сбор можно будет сокращать — года через два-три. «При этом наши производители должны за этот период времени смочь открыто конкурировать с зарубежными автопроизводителями, — предупреждает он. — Необходимо, чтобы при выборе — трехлетняя иномарка или новый отечественный автомобиль — потребитель делал выбор в пользу второго. В противном случае сбор отменять будет нельзя».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *