Искажение

Каждый третий соискатель в резюме так или иначе искажает факты своей трудовой (и не только) биографии, чтобы казаться лучше, а работодатели допускают дезинформацию с целью привлечения максимального количества подходящих кандидатов.

требования к подчиненным

О чем врут резюме

Как рассказывают руководители приморских компаний, соискатели чаще всего привирают в описании компетенций. «Например, пишут не фактически выполняемые функциональные обязанности, а то, что нашли в интернете на сайте должностных инструкций или просто в объявлении на вакансию», — поделилась Инга Зайцева, ведущий специалист по подбору персонала КА «Успех».

«Лишь бы взяли, на месте научусь», — думают соискатели. Но человек, приписывающий себе несуществующие качества и опыт работы, выводится на «чистую воду» на первом же собеседовании.

Ольга Кузьменко, начальник отдела кадров ЗАО «Тихоокеанская торгово-производственная компания»: «Иногда люди врут необдуманно, ведь проверить на честность легко. Опытному эйчару достаточно задать 2-3 вопроса, чтобы выявить уровень компетентности».

Возможно, приписывание себе «дополнительных» должностных обязанностей обусловлено отсутствием четкого описания функционала тех или иных позиций. В разных компаниях люди, занимающие одну и ту же должность, могут выполнять совершенно несхожие задачи. К примеру, должность человека называлась «менеджер», в действительности же человек выполнял секретарскую работу.

«Работодатель может всегда проверить соискателя с помощью звонка непосредственному руководителю с предыдущего места работы кандидата, — говорит Зайцева. — Соискатель должен понимать, что любые недоговоренности перед работодателем в любом случае проявятся в дальнейшей работе. Это иллюзия, что можно придумать «идеальный» опыт и наличие профильных курсов и трудоустроиться в любую компанию».

Успех прохождения собеседования в первую очередь зависит от умения презентовать или, как выражаются HR-ы, «продать себя». Иначе, по мнению Евгении Каминской, генерального менеджера туристической компании «Райтекс», фантазирование в отношении опыта работы может обернуться против кандидата: «В нашей компании не страшно, если человек вообще не работал в туризме. Мы больше обращаем внимание на то, как человек разговаривает, как быстро принимает решение. Поэтому, если кандидат при устройстве на работу «приукрашивает» свои умения, что в действительности оказывается неправдой, это сразу раскроется и негативно скажется на межличностных отношениях и его репутации».

Корпоративное «взращивание»

Порой работодатель предъявляет многочисленные или очень специфические требования к будущему сотруднику, даже если они не являются необходимыми. Иногда эйчары указывают этот пункт в вакансии, повторяя за большинством.

«Кто-то когда-то придумал эти требования, и компания пользуется ими «по накатанной», не изменяя с учетом современных тенденций на рынке труда, общей экономической ситуации, актуальных потребностей самой компании», — рассказала Марина Губарь.

По мнению Ольги Козуб, директора магазина модной одежды VIP PERSONA, «дополнительные» должностные обязанности и необходимые характеристики работодатель прописывает в вакансиях не просто так: «Возможно, компании подойдут и кандидаты без знания английского, но для соискателя, владеющего языком, работодатель может предложить особые полномочия. К примеру, менеджер, знающий иностранный язык, который дополнительно мог бы заниматься составлением и переводами писем, — очень ценный сотрудник. А высшее образование — некая гарантия адекватности потенциального работника. Человек, потративший 5-6 лет на образование, ценит свои годы, и больше вероятности, что он не совершит опрометчивых поступков и останется в компании надолго».

«Многие компании не хотят брать на должность управляющего извне, — объясняет Кузьменко. — Как правило, большинство компаний предпочитает самостоятельно взращивать кадры. На рядовую должность берется человек с высшим образованием, хотя на данной позиции оно может не играть роли, но впоследствии будет обязательным».

Взять на «понт»

Указанный в объявлении о вакансии размер зарплаты не является окончательным, он может измениться в сторону и увеличения и, к сожалению, уменьшения. Мотивов, по которым приводится завышенная цифра, немало. «Формальная» ложь — одна из возможностей показать конкурентам, что дела в фирме идут хорошо, раз они могут платить такие зарплаты. Но репутация компании в случае обмана может легко пострадать.

Ольга Кузьменко: «Предоставляя недостоверную информацию о заработной плате, работодатель может подстраховаться на 2-3 недели, но когда обман раскроется, разочарованные претенденты могут принципиально отказаться от работы в компании». Инга Зайцева: «Работодатель несет ответственность за первичную информацию при собеседовании с кандидатом, но ради выгоды может предъявить недостоверную информацию. Как правило, к таким способам прибегают компании с так называемым сезонным товаром, когда время для максимального объема продаж подошло, а достойных кандидатов на вакансию нет. Но, как показывает опыт, в таких компаниях очень большая текучесть кадров и не очень высокая репутация на рынке».

Светлана Шубина, директор компании «Восток Эко Косметик»: «В сегменте бытовых услуг большая нехватка кадров, поэтому нередко условия работодателю диктует соискатель. Директора вынуждены брать мастеров с очень низкой квалификацией. Но я лучше возьму на работу человека без опыта с возможностью обучения, чем «знаменитость» со своими требованиями. Работодателю невыгодно обманывать специалиста, в которого было много вложено. Обман со стороны работодателя возможен по отношению к работнику неквалифицированного труда, которого легко сместить».

Высокий «показатель нечестности» в ответах соискателей/работодателей связан с тем, что в России низок общий уровень культуры во взаимоотношениях работодателя и кандидата плюс слабая законодательная база. «Последствия «нечестности» — разочарования, подпорченные репутации и трудовые книжки, увеличение затрат на подбор, зря потраченное время. Застраховаться от дезинформации при трудоустройстве сложно, но для снижения рисков рекомендую соискателям тщательно собирать информацию о работодателях по интернету, собирать инсайдерскую информацию от уже работающих там сотрудников. Ну и трудоустраиваться только через солидные кадровые агентства, которые дорожат своей репутацией и сотрудничают только с чистоплотными работодателями», — считает Губарь.

Источник: «Конкурент», Марина Пак

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *