Утилизационный сбор вернет к жизни авторынок «Зеленый угол»?

3 августа президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Этот закон, более известный как «закон об утилизационном сборе», был принят Государственной думой 13 июля, одобрен Советом Федерации 18 июля и в силу вступит с 1 сентября. А его обсуждение началось еще в апреле.

Зеленый угол

Именно тогда автомобильная общественность Дальнего Востока впервые узнала о том, что вступление в ВТО вовсе не станет спасением для захиревшего приморского автобизнеса. Обязательства России по снижению ставок таможенных пошлин на автоимпорт правительство решило компенсировать введением нового фискального сбора. Утилизационного.

Лица стерты, краски тусклы

Закон получился более чем «душевный». Чего стоит только одна формулировка о том, кому платить этот сбор (цитируем): «Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, осуществляющие ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации или их производство на территории Российской Федерации, а также лица, приобретающие транспортные средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших сбор в нарушение установленного порядка его уплаты». В переводе с канцелярско-бюрократического на простой народный язык это означает циничное «лох платит всегда». Неосвобожденное лицо платит за освобожденное, или за другое неосвобожденное, которое платить не посчитало нужным. В-общем, по понятиям все верно, да и государственно-правовое управление не возражает.

Впрочем, к юридической казуистике мы еще вернемся, а пока вглядимся в эти лица подробнее и посмотрим, как данное нововведение отразится на дальневосточном авторынке.

Ставки утилизационного сбора для физических лиц, утвержденные росчерком президентского пера, оказались весьма умеренными, что само по себе удивительно. Ведь именно физические лица составляют основную массу автовладельцев Российской Федерации. И предыдущая программа утилизации, которая, как мы помним, была направлена на стимулирование сбыта изделий российского автопрома, адресовалась именно им. Но на этот раз под главный удар попали все-таки лица юридические.

Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. рублей. Далее действуют различные коэффициенты, привязанные к возрасту автомобиля и объему двигателя. Для «юриков» минимальный коэффициент равен 1,34, то есть минимальный сбор для новой легковушки с объемом двигателя до 2 литров составит 26,8 тыс. рублей. Максимальный же коэффициент для новых автомобилей равен 5,5, что составляет 110 тыс. руб. для машины с объемом двигателя более 3,5 литров. Для такого же, но подержанного автомобиля, применяется коэффициент 35,01, что в пересчете на деньги составит более 700 тыс. рублей.

Утилизационный сбор коснулся и коммерческого транспорта, ввозимого из-за границы. Так, за грузовик массой от 20 тонн и старше трех лет, юридическое лицо заплатит 1770 тыс. рублей. Для более легких грузовиков ставки колеблются в диапазоне от 172 до 1480 тыс. рублей. А за трехлетний туристический автобус длиной более 12 метров «юрик» отдаст 1 240 тыс. рублей.

На этом фоне коэффициенты утилизационного сбора для физических лиц действительно выглядят просто манной небесной, и прямо-таки заставляют говорить о мудрости руководства и понимании им нужд простого человека. При ввозе нового автомобиля «физик» заплатит всего 3 000 рублей утилизационного сбора за новый автомобиль (коэффициент 0,15) и 5 000 рублей за подержанный (коэффициент 0,25).

Неделя счастья?

Вся эта суета с утилизационными сборами связана, как известно, с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). По условиям соглашения о вступлении, РФ должна снизить ставки пошлин на импорт автомобилей до 15%. Сегодня эти ставки в России составляют до 35% в зависимости от категории транспортного средства. Поскольку снизить сразу 20% было бы катастрофичным для российского авторынка, стороны договорились делать это постепенно, в течение 7 лет. Поэтому ожидать того, что сразу после 23 августа — официальной даты вступления России в ВТО, на таможне вдруг распахнется «окно», в которое до 1 сентября можно будет протащить пару Toyota Camry «за недорого», не стоит.

Хотя теоретически такое «окно» могло возникнуть. Дело в том, что основная часть переговоров по вступлению России в ВТО была завершена еще в конце 2006 г. В то время действующие пошлины на автоимпорт не превышали уровня 25%, который по условиям вступления считается первоначальной «точкой отсчета». Однако позднее случился мировой экономический кризис, и Россия, формально не связанная в тот момент правилами ВТО, решила повысить уровень тарифной защиты на наиболее чувствительные товары, в частности, на легковые автомобили. В результате импортные таможенные пошлины на них выросли до 30-35%.

23 августа пошлины для «юриков» возвращаются к точке отсчета в 25%, а для «физиков» остаются на прежнем уровне. Таможенные посты ДВФУ уже получили по этому поводу циркуляр, где указаны новые ставки пошлин. Казалось бы — вот она, «неделя счастья»! Но, как говорил Остап Сулейман Берта-Мария Бендербей, «все учтено могучим ураганом». В связи с проведением саммита АТЭС порт Владивосток с 25 августа… закрывается ФСБ.

Ну а 1 сентября в действие вступает утилизационный сбор.

Друзьям — все, остальным — закон

«У государства теперь нет никакого морального права осуждать дальневосточников за «конструкторы» и «распилы», — считает продавец «Зеленого угла» Артем Тарасенко. — Введением утилизационного сбора правительство пытается обойти правила ВТО точно так же, как автодилеры своими «конструкторами» пытались обойти повышение пошлин. Суть обоих маневров абсолютно одна и та же. Как говорится — «и эти люди запрещают мне ковыряться в носу»!

Что касается цен на подержанные японские иномарки, то, по мнению автодилера, здесь у «Зеленого угла» неплохие перспективы.

«Очень много автомобилей и сейчас таможится на «физиков», поэтому 3000-5000 рублей утилизационного сбора здесь большой роли на ценообразовании не сыграют. По сути, к стандартной процедуре растаможки добавляется еще одно окно, в которое надо будет занести деньги и получить новую бумажку. Вот и все. Если утилизационный сбор поднимет цены на новые автомобили в салонах, то нам это даже выгоднее — будет больше клиентов».

Впрочем, оптимизм Артема разделяют не все деятели «Зеленки». Многие считают, что рынок ожидает новый рост цен из-за возможного падения курса рубля уже этой осенью. Кроме того, рынок чутко реагирует на общий тренд. Если цены на автомобили растут везде — растут они и на праворульные иномарки.

В том, что утилизационный сбор повысит цены на новые автомобили, не сомневаются и официальные дилеры. Опрошенные «ЗР» компании «Альтаир-Авто», «Авторитет-Авто», группа «Сумотори» и другие представители «белого» леворульного автоимпорта, считают, что утилизационный сбор не только перекрывает планируемое снижение пошлин, но во многих случаях и поднимает ценовую планку на ряд моделей. Например, Toyota Motor Rus уже сообщила своим партнерам, что с сентября из-за утилизационного сбора собирается повысить цены.

«В России традиционно получается «как всегда», — посетовал «ЗР» сотрудник дилерского центра Mitsubishi Виталий. — Вступаем в ВТО, и вместо ожидаемого снижения цены получаем ее рост».

И остается неясным главный вопрос, никак не затронутый в пресловутом «законе об утилизации». Каким же все-таки образом следует утилизировать пришедший в негодность и вышедший из эксплуатации автомобиль, куда его сдавать, и как это все оформлять? Об этом — ни слова.

Источник: «Золотой Рог», Дмитрий Фомичев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *