Трепангу нет места

Перспективы развития аквакультуры в Приморье под угрозой — часть прибрежных акваторий засыпается грунтом. А выделяемые властями морские участки для выращивания морепродуктов, по словам игроков рынка, не совсем пригодны. Проблем добавляет и законодательная неурегулированность отрасли.

трепанг

«Прибрежные акватории засыпаются грунтом с целью расширения городской территории, при этом изменяется их гидрохимический и гидрологический режим. Значительная часть акваторий была включена в особо охраняемые территории заповедников и заказников, во многих бухтах создаются базы отдыха. Я уже не говорю о том, что все больше загрязнений попадает в залив — и ряд бухт становятся непригодными для жизни ценных гидробионтов, — рассказывает Владимир Раков, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник ТОИ ДВО РАН. Так, только на о. Русский утеряны бухты Аякс, Парис и Житкова, где были предприятия аквакультуры. Нависла угроза над бухтой Новик — лучшей акваторией для выращивания устриц и трепанга. Перспективы для развития там марикультуры очень большие, но в бухту Новик уже начали сбрасывать стоки от очистных сооружений о. Русский, — пишет «Конкурент».

Другой пример — бухта Врангеля, которая когда-то была основным промысловым районом гребешка и морской капусты, здесь же получали из морских водорослей тонны йода. Сейчас там построен сухой док, проектируется строительство нефтехимического завода, что ставит крест на планах развития хозяйств марикультуры.

В северных районах края возможности воспроизводить гидробионты сильно ограничены или невозможны по их физико-географическим характеристикам. В целом там, куда не протянула руку индустриализация, у нас еще остаются места и районы, где можно культивировать морских животных и водоросли. Однако уже в проекте развития, например, юга Хасанского района, кроме городской агломерации, предполагается строительство судоходного канала, расширение портов, возведение моста через бухту Новгородскую, в бухте Троицы будут строить мощные терминалы и эти бухты тоже будут потеряны для марикультуры.

По состоянию на июль 2012 года для выращивания морских огородов в Приморском крае сформировано 124 участка площадью 23,7 тыс. га. Увы, осваиваются они слабо.

Многие сегодня пробуют выращивать то, что кажется валютоемким, а потом сталкиваются с тем, что это экономически невыгодно. Когда объемы производства и объемы затрат очень высокие, то такое предприятие постепенно исчезает.

Проблема и с кадрами. В ДВГУ и Дальрыбвтузе практически перестали готовить специалистов, поскольку даже штучные кадры не могли найти место работы. А сейчас ситуация усугубилась еще и демографической «ямой», нехваткой преподавательских кадров.

Нет и энтузиастов, которые бы захотели заниматься морским фермерством на пустом месте. Кто захочет ехать в Посьет, Славянку, Ольгу, где низкая зарплата, квартиры не обещают и сомнительны возможности в успехе товарного выращивания? В крупных масштабах это выгодно, но маленькие предприятия, как правило, прогорают.

В крае разработали подпрограмму «Воспроизводство водных биологических ресурсов в Приморском крае на 2013-2017 гг.». По прогнозам ее разработчиков, через пять лет прирост выращенной товарной продукции аквакультуры увеличится в 9 раз. Будет привлечено около 3,8 млрд руб. инвестиций, создано 795 новых рабочих мест. Однако, как рассказывают участники рынка, чтобы совершить такой рывок, придется разрубить клубок проблем, которые никто решать не торопится. Так, шестой год идет обсуждение закона «Об аквакультуре». В прошлом году закон был принят в первом чтении и готовился ко второму. Но из-за разногласий Росрыболовства и Минсельхоза его опять отправили на полку. Поэтому не решаются вопросы закрепления земельных участков, не определены меры государственной поддержки хозяйств аквакультуры, нет научного обеспечения.

По мнению Виктора Покотилова, бывшего генерального директора ООО НПКА «Нереида» (ныне генеральный директор ООО УК «Беркут»), вероятность, что марикультурный бизнес начнет развиваться семимильными шагами, сомнительна: «Сам проект закона «Об аквакультуре», который власть пытается принять более 10 лет, охватывает только несколько моментов из правоотношения субъектов в хозяйственной деятельности. Вот почему на сегодняшний день у аквакультуры очень высокие хозяйственные и финансовые риски. Я в течение семи лет пытался как-то влиять на ситуацию, но не добился результатов и потому оставил этот вид хозяйственной деятельности. Аквакультура — сложный вид сельскохозяйственного производства. Ее нужно выстраивать по образцу промышленного животноводства в рамках всей системы сельскохозяйственной деятельности в РФ, где будет и научная деятельность, и подготовка кадров, и собственные предприятия, выпускающие оборудование и материалы. Вы же не поедете на машине без колес и двигателя. Сегодняшняя аквакультура напоминает такую машину, в которой можно только сидеть и создавать видимость движения».

В настоящее время в Приморье производится то, что пригодно для экспорта в соседние страны. Раньше заинтересованность была в гребешке, сегодня большим спросом пользуется трепанг. Поэтому, уверены участники рынка, необходим механизм, который бы способствовал выращиванию широкого спектра гидробионтов. Но это возможно, если власть будет действительно управлять производством через создание привилегий и системы субсидирования необходимых направлений.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *