Бегущие от закона

Российские предприниматели стараются не оформлять значимые для них сделки в российской правовой системе, предпочитая иностранные юрисдикции. Опрос бизнесменов показал, что причины такого поведения кроются отнюдь не только в традиционных российских проблемах: коррупции, защиты прав собственности, также и не в стремлении в офшорах скрыть бенефициаров или снизить уровень налогообложения.

отток капитала из России

Важнее, что российское законодательство не дает возможности заключать сделки на удобных для бизнеса условиях. Зато такие возможности предоставляет западное законодательство.

В результате проведенного группой ведущих юридических компаний опроса были получены, по выражению главы адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрия Афанасьева, «шокирующие данные». Опрос показал, что российские компании 90% значимых для их хозяйственной деятельности сделок стараются проводить по иностранному (в основном английскому) законодательству. Соответственно и споры по таким сделкам зачастую передаются на рассмотрение арбитражей или судов иностранных государств, — пишут «Московские новости».

Под иностранные юрисдикции можно уйти разными способами. Например, через привлечение иностранных инвесторов или создание зарубежных холдинговых структур. Применяется и такой распространенный способ, как регистрация компаний в офшорах. Фактически исследование продемонстрировало, что и проблема ухода российских компаний в офшоры также связана не только с желанием, например, оптимизировать налоговые издержки, но и избежать рисков российского законодательства.

Речь идет в основном о сложных и финансово значимых для компаний сделках: слияние и поглощение, создание совместных предприятий, реструктуризация задолженности, а также сделки, связанные с инвестированием. Так, по данным компании Prosperity Capital Management, в 2010-2011 годах по иностранному праву были осуществлены IPO компаний РУСАЛ, X5, Evraz, «Гидравлические Машиностроительные Системы», «Глобалтранс», «Интегра», Alliance Oil, CEDC, Eurasia Drilling, CAToil, Amtel, Mirland, AFI Development, O’Key, Mail.ru и многих других. Почти 100% таких сделок российских компаний подчиняются иностранному праву. Или, например, согласно опросу, в более чем 50% случаев создание холдинговых структур по управлению активами, находящимися в России, оформляется по англо-саксонскому праву (в том числе и по праву республики Кипр).

Где опасности

Юристы считают, что уход российских компаний под иностранные юрисдикции несет в себе массу негативных последствий, вплоть до угрозы национальной безопасности и суверенитету страны.

В большинстве случаев прямым следствием такого ухода становится рассмотрение споров по этим сделкам в иностранных судах или арбитраже. Иными словами, иностранные суды, разрешая споры между российскими компаниями (или российскими бенефициарами компаний) по поводу российских активов, определяют правовые последствия, которые будут иметь место в России.

В качестве «наиболее показательного» в комментариях юристов к проведенному опросу называется «дело, рассмотренное английским судом по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу». Поскольку оно касалось активов, имеющих стратегическое значение для России. «Феномен указанного дела заключается в том, что в форму сугубо частного коммерческого спора между двумя предпринимателями, по сути, облечен спор по поводу правового и политического режима России, ее сырьевых активов. Английский суд взял на себя роль «мерила» российского законодательства в сфере собственности, приватизации, корпоративных отношений», — говорится в комментариях.

Там же отмечается, что недостатки российской правовой системы, заставляющие компании уходить в зарубежную юрисдикцию, вредят международному имиджу страны. «Добровольный отказ от развития отечественного гражданского права и использование иностранного права для заключения внутренних сделок даст недоброжелателям еще один повод усомниться в самодостаточности России и наличии у нее необходимого внутреннего потенциала для развития», — утверждают юристы. По их мнению, страна несет и налоговые потери от ухода компаний в офшоры: в большинстве случаев для того, чтобы сделка была подчинена иностранному праву, требуется создание зарубежной компании-прослойки в офшоре.

Как вернуть

Опрос наглядно показал, что конкретно вынуждает компании уходить под чужую юрисдикцию — 67% опрошенных указали, что главная причина — в неудобстве российского законодательства. Оно загоняет бизнесменов в такие рамки, что и создание совместных предприятий, и любые «сложно структурированные сделки» оказываются в зоне риска: любой такой договор могут признать недействительным.

В связи с этим юристы предлагают повысить правоспособность «нешаблонных» договоров между бизнесменами. «Чтобы бизнесмены могли сесть за стол и договорится так, как им удобно. Если это не нарушает публичный государственный интерес или интересы третьих лиц, то почему бы это не позволит сделать», — объясняет Дмитрий Афанасьев.

Кроме того, в российское право предлагается включить распространенные в западном праве инструменты: институт заверений и гарантий, предварительных договоров, условных сделок, безотзывных доверенностей. Так, одна из крупнейших последних для российского рынка слияний и поглощений сделка — приобретение ОАО «МегаФон» группы компаний «Синтерра» — структурировалась по английскому праву именно из-за этих недостатков российского законодательства.

Наконец, для возвращения российских компаний в отечественную юрисдикцию юристы предлагают наряду с улучшением работы всей судебной системы укрепить институт третейских судов — так, чтобы их решение воспринималось как решение государственных судов, а государственные суды не отказывались их выполнять. «Необходимо создавать мощный центр третейского разбирательства», — считает Афанасьев.

Предложения юридических компаний уже переданы в Госдуму и недавно обсуждались с участием ее председателя Сергея Нарышкина. Глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников не исключил, что они будут рассматриваться при принятии новой версии второй части Гражданского кодекса. Судя по всему, власти уже не могут закрывать глаза на массовую юридическую эмиграцию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *