Несладкая жизнь

Когда-то Приморский край считался одним из лидеров в стране по медосбору. В крае действовал трест пчеловодства, который объединял 21 совхоз. Работали три межрайонных отделения, 29 районных обществ. В госсекторе держали 100 тысяч пчелосемей и еще 308 тысяч — пчеловоды-любители. Сегодня как пчел, так и пчеловоды стало в 2-3 раза меньше.

пчеловодство

После развала треста в годы экономических реформ было образовано государственно-производственное, потом производственно-кооперативное объединение, а затем ассоциация пчеловодов, куда вошли бывшие совхозы. Сначала часть средств на содержание ассоциации поступала от федерального агентства по пчеловодству, но вскоре расходы на его содержание передали на местный уровень, а у региональных властей не нашлось на это средств. Поэтому с нового года ассоциация перестанет существовать, — сообщает «Российская газета».

В крае практически не осталось и мест, где учат на пчеловодов. Только в сельхозинституте в Уссурийске осталась небольшая кафедра, выпускающая несколько человек в год.

Несмотря на организационные сложности и дождливое лето, медосбор в Приморье в этом году выдался неплохой. Многие пчеловоды накачали по 50 и более килограммов с улья. По оценке, в нынешнем сезоне будет собрано около 7,5 тысячи тонн товарного меда и столько же осталось прошлого года. Но вот сбыт — проблема. В этом году на рынок хлынул китайский мед — по 180 рублей за кило, что на добрую сотню дешевле местного. Продукт пастеризованный — только в таком виде карантинные службы разрешают завозить его. Но при нагреве полезные вещества в меде разрушаются, да и настоящим его не назовешь — слишком много добавлено патоки.

В соседнем регионе дела обстоят еще хуже. Хабаровский край богат медоносами, однако профессия пчеловода здесь не пользуется популярностью. Пасечники развивают этот бизнес исключительно за счет собственного кармана, поддержки от государства нет.

— Раньше в Минсельхозе России существовал Пчелопром, а в субъектах — его подразделения. Сейчас этой организации нет, ликвидирован и профильный отдел в краевом министерстве, — рассказывает Евгений Хрустов, директор хабаровской фирмы, занимающейся производством и продажей пчелопродукции. — Во многом наши проблемы обусловлены отсутствием федерального закона, регулирующего данную отрасль сельского хозяйства. В крае несколько лет назад перестал действовать региональный закон о пчеловодстве, нового так и не приняли.

Инициативные фермеры из района имени Лазо создали нынешней весной районное общество пчеловодов, в его составе пока всего шесть человек. В ближайших планах — проведение курсов для пчеловодов-любителей. Преподаватели уже есть, осталось набрать группу.

В Амурской области ситуация несколько лучше. Сегодня в Приамурье насчитывается 36 тысяч пчелосемей. Это гораздо меньше, чем было в советское время, но интерес фермеров к пчеловодству возрастает с каждым годом. До последнего времени производители меда вели деятельность неорганизованно. Но в 2011 году региональное пчеловодство впервые за многие десятилетия получило государственную поддержку. В области был принят закон о пчеловодстве, который регулирует этот вид деятельности и обязывает граждан, занимающихся пчеловодством, иметь ветеринарно-санитарный паспорт. На основании паспорта пчеловоду выдают сопроводительные документы на продажу медоносных пчел и продуктов пчеловодства, а также на их транспортировку. Закон упорядочил производство и продажу меда, появились критерии качества этого продукта.

В 2012 году в Приамурье началась работа по созданию областного кооператива пчеловодов. Эта организация позволит увеличить объемы производства, обеспечить жителей области вкусным и полезным продуктом, а затем и выйти на мировой рынок. Шансы на это есть — в советское время Дальний Восток поставлял в Японию 13 тысяч тонн меда в г

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *