Бензин: дорогой и дефицитный

Бензин будет и дальше дорожать. Но, что еще печальнее, даже повышение цены не гарантирует приморцам регулярного снабжения региона топливом. Производство бензина на дальневосточных нефтеперерабатывающих заводах отстает от спроса, а железная дорога в её нынешнем состоянии не способна обеспечить поставку топлива или сырья (сырой нефти) в срок не необходимых объемах.

Бензин

Во Владивостоке на пресс-конференции представители НК «Альянс» рассказали журналистам о ситуации с бензином и дизельным топливом, сложившейся в Приморье.

Порадовать жителей края было нечем. Потребление бензина в регионе растет, а мощностей по его производству не хватает. По словам главы пресс-службы НК «Альянс» Андрея Румянцева, два нефтеперерабатывающих завода — Комсомольский-на-Амуре (входит в структуру Роснефтепродукта) и Хабаровский (НК «Альянс») не справляются с ростом спроса. Недостающая часть автомобильного топлива завозится из других регионов России по железной дороге, и это обстоятельство влияет и на цену, и на своевременное обеспечение местных АЗС.

Кстати, низкую оценку состоянию нефтеперерабатывающей промышленности Дальнего Востока ставит и глава Минвостокразвития России Виктор Ишаев, заметивший на одном из недавних совещаний, что он остается сторонником строительства новых нефтеперерабатывающих заводов в Сахалинской и Амурской областях, а также в Приморском крае. Как утверждает г-н Ишаев, действующие сегодня на Дальнем Востоке заводы покрывают лишь 50% потребности региона в нефтепродуктах. Также министр выступает за скорейшую реконструкцию Транссибирской магистрали и увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали.

Проблемы возникают и с сырьем для производства топлив. В этом году НК «Альянс» планирует добыть 2,7 миллиона тонн нефти, что меньше запланированного. 2,7 миллиона тонн составляют лишь 70% от объема сырья, необходимого для текущей загрузки Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Конечно, нефть можно закупать на стороне, но это обойдется дороже. При этом неизвестно, удастся ли доставить приобретенную нефть на завод — низкая пропускная способность железной дороги не позволяет ни завезти большее количество сырья, ни отправить готовую продукцию в Приморье. В компании не исключают покупку танкера класса река-море, чтобы водным путем доставлять нефть на хабаровский НПЗ. Однако и это не решит всех проблем — навигация по Амуру возможна только с мая по октябрь.

В будущем в «Альянсе» намерены подключить Хабаровский НПЗ к нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан», что, по идее, должно решить проблемы периодической нехватки сырья для предприятия. Планируется в 2014 году получить по «трубе» 2 миллиона тонн, а в 2015-ом — 5 миллионов», — сообщил Андрей Румянцев. Но в ближайшие 6-9 месяцев подключить завод нереально.

По его словам, в прошлом году, на фоне дефицита бензина в регионе, НК «Альянс» прорабатывала разные варианты закупок на рынке АТР. «Мы пытались закупить бензин в Южной Корее и Японии. Сначала мы посчитали цену, но она оказалась совершенно непроходной. Тем не менее, мы решили, что пойдем на закупки. Но столкнулись с тем, что бензина на этом рынке нет ни по какой цене».

Бензин не только будет с перебоями, цена на него вырастет. По уверениям нефтяников с начала года общий рост затрат на производство 1 литра бензина составил 5 рублей и нынешняя цена топлива даже не окупает затрат. Андрей Румянцев привел пример — цена на бензин Регуляр-92 (рубль/литр): нефть — 10,70, транспортные расходы — 4,50, переработка — 2,13, перевозка по ж/д — 1,05, доставка на базы, АЗС, арендная плата — 2,60, акциз — 6,21, НДС — 4,80. Итого — 31 рубль 99 копеек.

Конкретные цифры всегда выглядят убедительнее пустых заверений. Однако стоит заметить, что производители топлива (в том числе и НК «Альянс») рассказывают о своей тяжелой участи и убыточности производства бензина практически на всех пресс-конференциях и брифингах. Остается лишь удивляться, как компания сводит концы с концами и поразиться такой тяге к благотворительности.

«Если нефть будет дорожать, то наше последнее подорожание — не последнее», — добавил глава пресс-службы НК «Альянс».

Евгений Петров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *