Вернуться на Север

Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Она опубликована на сайте правительства. Документ такого масштаба в отношении огромных малонаселенных земель, расположенных на Севере России, в постсоветской истории принимается впервые. Внимание руководства страны к этому макрорегиону вызвано, в первую очередь, изменившейся геополитической обстановкой и продолжающимся во всем мире ростом спроса на природный газ.

арктическая нефть

Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на газ до 2035 года ежегодно в Китае будет расти на 7%, в Индии — на 4,7%, а в целом в азиатском регионе — на 4,5% в год. В Европе из-за огромных субсидий на возобновляемые источники энергии (только Германия тратит на это 20 млрд евро в год), нашествия дешевого угля из США, где он вытесняется сланцевым газом, невыполнения европейцами ими же заявленных целей по стимулированию снижения выбросов парниковых газов потребление трубного газа может продолжить снижение. Но даже с учетом этого возможного обстоятельства МЭА прогнозирует, что спрос на газ в целом на мировом рынке в ближайшие 20 лет будет расти минимум на 1,8% ежегодно, — пишет «Эксперт».

Этот газ, естественно, надо откуда-то брать. Поэтому взгляды многих стран обращаются к территориям к северу от Полярного круга, где, по данным геологической службы США, может находиться около 30% неоткрытых, технически извлекаемых мировых запасов газа, 20% конденсата и 13% нефти. Этот потенциал подтверждают и данные российского «Газпрома», который считает, что начальные суммарные ресурсы углеводородов только континентального шельфа России составляют около 100 млрд тонн условного топлива, 80% из которых — газ. «Сегодня Арктика — точка притяжения интересов многих стран. Причина понятна — это кладовая природных ископаемых. По предварительным прогнозам, уже через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты», — убежден, например, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, чей регион фактически находится на самом «острие» нового этапа индустриализации Арктики.

Поэтому утвержденная сегодня президентом страны стратегия развития Арктической зоны, с одной стороны, декларирует всемерное развитие международного сотрудничества и сохранение Арктики в качестве зоны мира. В апреле, например, в столице ЯНАО — Салехарде Совет безопасности России намерен провести международную встречу высоких представителей государств-членов Арктического совета. На этой встрече наша страна намерена обсудить с представителями США, Канады, Исландии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии перспективы международного арктического сотрудничества в области предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике, обеспечение безопасности мореплавания и экологической безопасности Северного морского пути, а также вопросы ресурсного освоения Арктики и сохранения арктических экосистем.

С другой стороны, наша страна готова защищать свои интересы в Арктике от посягательств других государств всеми доступными способами. Еще в декабре прошлого года вице-премьер по «оборонке» Дмитрий Рогозин подчеркивал журналистам, что Россия к середине нынешнего столетия может поставить под угрозу свой суверенитет, если четко не обозначит свои национальные интересы в арктическом регионе. «Нам крайне важно расставить вешки, нам крайне важно расставить периметр наших национальных интересов в этом (арктическом) регионе. Если мы этого не сделаем, мы проиграем борьбу за ресурсы, а значит, проиграем большую борьбу за право иметь собственный суверенитет, независимость», — сказал он тогда на заседании Морской коллегии в Москве. Конечно, Рогозина при желании можно заподозрить в том, что он несколько «сгущает краски», поскольку он персонально в нашей стране отвечает за производство вооружений, которые, естественно, надо где-то применять. Но ведь и военные ученые говорят о том, что Северный Ледовитый океан, свободный ото льдов, является идеальным местом для ракетной атаки на наше государство. Поэтому, например, в середине февраля экипажи самолетов морской авиации Северного флота, как и в советское время, вновь начали постоянно патрулировать в арктических широтах Северного Ледовитого океана. Их нынешние маршруты будут пролегать над нейтральными водами Северного Ледовитого океана и вдоль Северного морского пути.

Российская активность в Арктике — и экономическая, и военная — уже замечена далеко за пределами нашей страны. «Уже ничто не в силах воспрепятствовать проведению государственной стратегии России в Арктике: освоение Севера окончательно закрепит за державой на многие годы вперед статус лидера среди государств — мировых производителей сырья», — отмечало в декабре прошлого года влиятельное арабское издание Al Jazeera, скептически, правда, отзываясь об экономической эффективности добычи газа и нефти в Заполярье. С учетом того, что именно ближневосточные нефть и газ сегодня являются одними из главных конкурентов российским углеводородам на мировом рынке, такая позиция вполне объяснима.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *