Мегапроект или мегапрожект?

Последние годы власти начали мечтать о превращении Владивостока и близлежащих к нему окрестностей в агломерацию, где будут жить и трудиться 1,5 млн человек. Прежний губернатор Сергей Дарькин заявлял даже о цифрах порядка 3-5 млн человек! Где будет население, придут и инвестиции. Но насколько реальны эти проекты? И нужны ли они вообще?

мегаград

Владивосток планируют объединить с Артемом, Надеждинским и Шкотовским районами, а дальше — с Находкой и Уссурийском. К 2025 г. владивостокская агломерация должна стать крупнейшим постиндустриальным центром на востоке страны с невиданным доселе катализатором экономического развития — инновационной инфраструктурой, деловыми и культурными кварталами. По прогнозам авторов проекта население в агломерации будет составлять не менее 1,5 млн человек, — пишет «Конкурент».

Агломерация — компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. «Слово агломерация добавилось к уже профанированному высшим руководством страны ряду слов, в числе которых модернизация, конкурентоспособность и инновация. Манипуляции на высшем уровне с данными терминами, в пространстве сложившейся в России в результате неэффективного государственного управления примитивно-сырьевой экономики, на мой взгляд, не просто откровенно веселит российских граждан, понимающих, что происходит, но и лишает страну главного — перспективы развития», — уверен Фират Галлямов, начальник отдела управленческого консультирования ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк».

Главные вопросы: откуда возьмутся почти сотни тысяч дополнительных людей? И где они будут работать? В России, по прогнозам экспертов, к 2020 г число самых деятельных граждан 25-29 лет сократится на 40%, на треть уменьшится количество 30-34-летних. Количество трудоспособного населения к 2025 г. может сократиться на 10-14%. Самое печальное — наблюдается несоответствие предложения (профессионально-квалификационного уровня и географического размещения рабочей силы) и спроса на труд».

Можно ли сформировать в условиях депопуляции агломерацию? Демографических ресурсов для этого нет, а большую часть мигрантов «приватизировала» Москва. А что в сухом «приморском» остатке после саммита АТЭС? Фират Галлямов: «Агломерация — это не только форма, но и содержание. А без системной работы с содержанием не получится той самой гармонии, когда форма и содержание синергируют. Власти сегодня способны, пусть не очень эффективно, но оформить агломерацию, однако наполнить ее содержанием они не в силах. Поэтому пока все будет по Черномырдину: «Хотели как лучше…»

Наталья Зубаревич: «Проект агломерации Владивостока с Находкой и Уссурийском — это что-то на грани безумного и фантастического. Это разговоры, которые не подкреплены двумя важнейшими нюансами. Первый: очень низкая плотность населения между Владивостоком и Находкой и Владивостоком и Уссурийском. Второй: слаборазвитая инфраструктура, которая делает перемещения во времени очень большими.

Агломерации формируются естественным путем. Ими можно управлять с точки зрения территориального пространства. Создать их нельзя, это госплановский метод. На бумаге, конечно, можно нарисовать все. Но ничего более».

Экспертам непонятна сама идея владивостокского агломерирования сверху. Если города успешны, то они без всякого специального проекта растут. Непонятно также, почему объектами выбраны и без того успешные муниципалитеты. Чтобы увеличивать их «отрыв» от соседних территорий? Наталья Зубаревич: «Владивосток и так притягивает население со всего края, территория будет осваиваться. Процесс концентрации уже происходит, но 1,5 млн человек — откровенная глупость. Живет между Владивостоком, Артемом и Надеждинским районом примерно 750 тыс., пусть такое население и остается».

«Да, чтобы территория росла и развивалась, необходимы люди. Но никакого перетока с запада России на Дальний Восток не происходит, а тот статистический плюс, появившийся в 2011-2012 гг., был связан с притоком трудовых мигрантов, которые работали на объектах саммита АТЭС, — замечает Зубаревич. — Так что агломерация в два раза вряд ли вырастет, тогда все Приморье должно обезлюдеть. Самая нормальная численность населения для владивостокской агломерации — 700-800 тыс. человек. И самый разумный подход в этой ситуации — просто сделать грамотный план, структурировать инфраструктуру, создать возможности для бизнеса».

Региональная экономика остро нуждается в инструментах балансировки спроса и предложения на рынке труда и эффективного пространственного развития. Немаловажный момент — избавиться от хлипкого инфраструктурного каркаса. «Агломерация начинается с транспорта. Если его нет, то и говорить о развитии не стоит, — уверен Игорь Меламед, научный руководитель ДВЦЭР ИР АТР ДВФУ. — Вот, пускают «скоростной» поезд в аэропорт. Что получается? С железной дороги приходится снимать примерно 2 млн т угля, ибо места всем не хватает. Если еще и до Уссурийска пустят аэроэкспресс, то вообще все порты будут «вырублены».

Снижая издержки бизнеса, будут обеспечивать лучшие условия для удовлетворения спроса потребителей. Государство может помочь формированию агломераций, вкладывая ресурсы в инфраструктурные проекты, стимулируя интеграцию экономики и рынков труда близлежащих городов. Для этого не нужно объединять муниципалитеты в некую административную единицу, требуется только устранить барьеры, мешающие экономической интеграции.

Фират Галлямов: «Российская власть вот уже много лет упорно не видит разницы между ростом и развитием. А что касается муниципального и регионального роста, а уж тем более развития — откуда? Я уже не говорю о Приморском крае, исход людей, тех самых, кто должен развивать, с территории которого не прекращается вот уже более двух десятилетий. О каком развитии здесь может идти речь?

Идея агломерации вполне работоспособна, но только в случае системной организации. Она бы сработала и сверху, но я не вижу толковых менеджеров наверху. Поскольку государственное управление жестко регламентировано, то и мышление менеджеров, длительное время работающих во власти, в некотором смысле атрофировано. Надо этот дефект устранять».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *