Миллиарды — впустую

Несмотря на вложенные за последние годы десятки миллиардов долларов в развитие отечественной туристической инфраструктуры, наша страна теряет привлекательность для иностранцев. По оценке Всемирной туристской организации, Россия занимает пятое место в мире по туристическому потенциалу, однако лишь 137-е (!) место по заработкам от иностранного туризма.

развитие туризма

Как свидетельствует свежий рейтинг Всемирного экономического форума (составляется раз в два года), по привлекательности для иностранного туризма Россия опустилась с 59-го на 63-е место из 140. Между тем за этот же период на 20 позиций улучшила свою привлекательность Панама (рывок с 56-го на 37-е место), на 12 строчек переместились Филиппины (с 94-го на 82-е) и на 8-м — Индия.

Мировыми лидерами по привлекательности и заработкам в сфере туризма предсказуемо стали наиболее развитые экономики — Швейцария, Германия и Австрия. За ними следуют Испания, Великобритания, США, Франция, Канада, Швеция и Сингапур.

Основные проблемы России в секторе путешествий сводятся к низкой эффективности государственной политики по развитию туризма, что выражается как в проблемах безопасности туристов, включая высокий процент ДТП на автодорогах, так и в плохой доступности туристических объектов, низком качестве туристической инфраструктуры, пишет «Свободная пресса».

Как сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, зарубежные инвесторы готовы вложить в отечественную туриндустрию около $45 млрд. Самыми привлекательными направлениями являются Сочи, Калининград и Владивосток. Однако, несмотря на повышенное внимание к этим городам федерального центра, есть масса недочетов, которые не позволяют до сих пор эти центры назвать комфортными.

Доходы от туризма достигают лишь 6% ВВП, что ставит Россию почти в самый конец списка из 140 стран. Искушенный отечественный путешественник давно сделал выбор в пользу заграничных курортов. Так, в прошлом году на внутренних направлениях россияне потратили немногим более $22 млрд. В то же время за рубежом наши туристы оставили более $30 млрд — на 20 млрд больше, чем 2,5 млн приехавших к нам иностранцев. Только в Европе, по оценке компании Global Blue, россияне потратили в прошлом году более $26 млрд. В структуре расходов россиян за границей 31% приходится на оплату гостиницы, столько же на покупки, и 13% — на питание.

И еще одна особенность. Лишь 4% вояжей российских граждан за пределы Родины связаны с бизнесом, все остальное — отдых. Между тем четверть посещающих нашу страну иностранцев приезжают сюда именно в поисках возможностей заработать. По прогнозам Euromonitor International, к 2017 г. россияне будут тратить примерно на $37,5 млрд в год больше за рубежом, чем будут приносить въезжающие из других государств путешественники.

При этом, по данным Росстата за 2012 г., основной прирост иностранных туристов приходится на Москву и Санкт-Петербург, что объясняется традиционно более качественной инфраструктурой обеих столиц. Однако получается, что сделанные колоссальные инвестиции в Дальний Восток при подготовке саммита АТЭС, в олимпийский Сочи, в ряд городов центральной России не повысили привлекательность этих перспективных регионов.

«Этому не стоит удивляться, — говорит Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. — Ведь когда в России вкладывают большие средства в развитие инфраструктуры, то это делается не для того, чтобы реально что-то улучшить и создать работающие объекты, а чтобы была возможность украсть бюджетные деньги.

Посмотрите, сколько денег было потрачено на инфраструктуру во Владивостоке при подготовке саммита АТЭС в 2012 г. Но Владивосток, я вас уверяю, для туристов не стал привлекательнее. А сколько стоило празднование 300-летия Санкт-Петербурга? Это тоже огромные деньги, но сделали эти траты город более комфортным для иностранных туристов?

Всемирная туристская организация называет в числе наиболее привлекательных регионов для развития туризма Сочи, Калининград и Владивосток. Между тем эти направления практически не получили в прошлом году, по данным Росстата, прироста посещений. Надо учитывать, что, хотя общая и туристическая инфраструктура довольно близки, они не совпадают между собой. Ведь путешественнику надо не только доехать по новой дороге, но и чтобы на этом маршруте были развитые услуги со стороны малого бизнеса. Чтобы его приняли, обогрели.

Не для того вкладываются деньги в приведенные крупные проекты, чтобы сделать комфортным пребывание путешественников. Собственно, туристической инфраструктуре в нашей стране оказывается мало внимания. В большинстве привлекательных регионов попросту отсутствует адекватная индустрия развлечений.

Есть и другая проблема — отношение к путешественникам со стороны принимающей стороны. Например, в Сочи от туриста ждут одного: чтобы он отдал все деньги и куда-нибудь сразу же исчез. Исходя из опыта путешествия по Большому Сочи, я могу сказать, что простая идея о том, что туристу надо сделать хорошо, там даже никому не приходит в голову.

При этом многие регионы центральной России, Поволжья также имеют многолетние целевые программы по повышению собственной привлекательности. Однако они тоже буксуют. Да, региональные власти стремятся зарабатывать деньги, использовать имеющиеся возможности для развития новых секторов экономики, включая туризм. Однако общая депрессивная ситуация в большинстве регионов оставляет заунывную атмосферу всеобщего умирания.

Но и этому не приходится удивляться. Современное российское государство предпочитает зарабатывать на торговле нефтью, газом и другими видами сырья. Ему совершенно безразличны собственные граждане. Что же говорить о каких-то туристах?».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *