Торговля у колонки

Ни один продуктовый ритейлер так и не смог закрепиться на приморских автозаправках. Зато топливные операторы учатся торговать хлебом, кофе и водкой. Получается не у всех. Большинство же АЗС только мечтает о подобных нововведениях на своих станциях.

автозаправка

Магазины на АЗС — изобретение американское, идея родилась у топливных операторов США в 20-е годы прошлого века. На АЗС начали появляться магазины, где предлагались товары первой необходимости и сопутствующие услуги (например, печать фотографий), которые при этом часто сочетались с фаст-фудом. По данным международных исследований, продажа сопутствующих товаров и услуг способна приносить оператору АЗС до 50-70% прибыли. О том, что львиную долю своих доходов АЗС за рубежом имеют не на продаже бензина, приморские топливные ритейлеры прекрасно знают. Но относятся к этому спокойно, пишет «Конкурент».

Топливный рынок края до сих пор находится в процессе консолидации. Ранее он развивался в основном благодаря поглощению нефтяными гигантами сформировавшихся сетей АЗС. Участники рынка много внимания уделяли баталиям за автозаправки, поэтому реконструкция «завоеванных» станций, многие из которых были построены еще в 90-х или же при Советах, откладывалась до более спокойных времен. К тому же случайный набор разноформатных заправок отнюдь не способствовал развитию на них одноформатных магазинов.

«Но мы приходим к тому, что предприятие, которым руководят спустя рукава или попросту используют схему 90-х, когда считалось достаточным воткнуть палку в землю, чтобы она проросла, не имеет право на существование. Его вытесняют с рынка, — считает Артур Гуацаев, генеральный директор компании Palladiana — HED. — Отсутствие широкого спектра дополнительных услуг на автозаправочных станциях в Приморье — вопрос времени».

Первым перспективы удобных магазинов распознала НК «Альянс». «В 1-м квартале 2013 года насчитывалось 104 работающих АЗС «Альянса» в Приморье («Приморнефтепродукт»), точек нетопливной торговли — 103, в том числе магазинов — 24, — рассказал Андрей Румянцев, руководитель пресс-службы НК «Альянс». — Валовой доход «ПНП» от нетопливной торговли за I квартал составил около 14,9 млн руб., прибыль от продаж за вычетом косвенных расходов — 8,8 млн руб., рентабельность продаж — 23,48%. Для сравнения: рентабельность по 92-му бензину класса 5 была в 1-м квартале минус 2,89% (убыток от продаж — 1,39 руб. на 1 литр 92-го).

Однако управлять магазинами на АЗС непросто. Размеры торгового зала редко могут превысить 50-100 м2, а построить складские помещения на заправках, как правило, практически невозможно. Фактически все, что находится на полках, и есть товарный запас магазина до следующей поставки. При маленьких площадях и больших расстояниях между магазинами (основная доля АЗС располагается на трассах) возрастает удельный вес расходов на логистику. Выправлять же рентабельность за счет увеличения наценки не всегда разумно — могут упасть обороты.

Кроме того, мини-маркеты должны работать на трассах. Но поскольку населения в крае не так много, то не хватает людей, которые могли бы тратить деньги на АЗС. Поэтому огромные прибыли дополнительные точки приносить не будут.

Сложность содержания продуктовых магазинов и специфика ведения бизнеса на топливном рынке пока не позволяют надеяться, что мини-маркеты на АЗС в ближайшем будущем станут в Приморье такими же популярными, как в западе страны. Тем не менее, продуктовый магазин на заправке — вещь перспективная и в хозяйстве полезная. «Перспективы развития кафе на АЗС самые радужные. Чтобы понять это, достаточно съездить разок из Владивостока, скажем, в Лучегорск. На отрезке протяженностью 450 км не так просто перекусить, при этом не опасаясь отравиться», — сказал Гуацаев.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *