Вместо работы?

Около 10 млрд долларов стоит общение россиян в социальных сетях типа «ВКонтакте» и «Одноклассники» на работе. Таковы потери российской экономики, посчитали эксперты аудиторско-консалтинговой компании ФБК.

социальные сети

Это лишь примерная оценка ущерба от нецелевого использования рабочего времени, но она позволяет судить о масштабе потерь, говорит директор института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По сравнению с Великобританией и США российские потери выглядят не столь значительно. Так, британские компании теряют 14 млрд фунтов стерлингов из-за того, что сотрудники проводят часть рабочего времени в социальных сетях, включая Facebook и Twitter (данные британского рекрутингового портала MyJobGroup на август 2010 года).

Ежегодные потери экономики США от социальных сетей зашкаливают — $650 миллиардов. Здесь учитывалось также время, которое необходимо, чтобы вернуться к работе после таких перерывов, сообщает газета «Взгляд».

Однако если сравнить ущерб с некоторыми расходными статьями федерального бюджета РФ, то российские потери очень велики. «Они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта (297,8 млрд рублей) или с половиной расходов федерального бюджета на образование (293,1 млрд рублей)», — отмечает Николаев. Также потери экономики от общения работников в соцсетях сравнимы с расходами государства на ЖКХ, культуру, кинематографию и СМИ или с тратами бюджета на сельское хозяйство и рыболовство. На то и на другое, согласно бюджету, будет выделено примерно по 300 млрд рублей.

Как считали

В своих оценках эксперты ФБК исходили из того, что к концу 2012 года число работающих россиян, являющихся пользователями социальных сетей, достигло 51,8 млн человек. По данным СomScore, в 2012 году россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минуты в день, или 12,8 часа в месяц, в том числе и на работе. В ФБК посчитали, что в целом в 2012 году каждым активным в соцсетях работником было потеряно 53,1 часа рабочего времени.

«Такое нецелевое использование рабочего времени приводит к вполне определенным экономическим потерям. Работодатель фактически оплачивает «сидение» работника в соцсети. Я уже не говорю о том, что, согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда: чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут», — отмечает Игорь Николаев.

Нижняя граница экономического ущерба в 281,7 млрд рублей и верхняя в 311,5 млрд рублей были подсчитаны, исходя из структуры пользования соцсетями работниками разных отраслей и уровня их зарплат.

Кто больше

В ФБК составили примерный рейтинг работников, наносящих наибольший ущерб экономике. На первом месте работники, которые трудятся в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. Они нанесли ущерб российской экономике на 67,9 млрд рублей.

На втором месте работники образования, которые причинили ущерб на 39,8 млрд рублей. На третьем — работники государственного управления, обеспечения военной безопасности и социального страхования, ущерб от которых оценивается в 36,6 млрд рублей.

На четвертом — занятые в сфере обрабатывающих производств. Из-за «сидения» этих работников в соцсетях в рабочее время экономика потеряла 32,5 млрд рублей. Топ-5 рейтинга закрывают работники оптовой и розничной торговли, занимающиеся ремонтом автомобилей и мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, плюс работники в гостиничной и ресторанной сферах. Они нанесли ущерб экономике России на 26,1 млрд рублей.

Самые незначительные экономические потери от активных в социальных сетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (всего 0,9 млрд рублей).

По мнению экспертов ФБК, пока проблема использования россиянами соцсетей не является острой, но в будущем ситуация может измениться. «Работодатели уже осознают серьезность проблемы и даже предпринимают определенные меры. Можно прогнозировать, что они будут вынуждены активизировать усилия по противостоянию «сидению» работников в соцсетях, особенно с учетом того, что проблема повышения производительности труда в российской экономике остается по-прежнему актуальной», — резюмирует Игорь Николаев.

Ущерб преувеличен

Между тем директор по персоналу аутсорсингового подразделения BDO Екатерина Бойцова считает, что масштабы проблемы сильно преувеличены. «Люди и ранее неплодотворно использовали свое время: курили, сплетничали за чашкой чая, обсуждали последние новости, звонили друзьям и близким. Сейчас большая часть активности, связанной с общением и получением информации, сместилась в интернет. Изменился ее формат — и только».

«Мне известно немало примеров, когда компании ограничивают доступ сотрудников в социальные сети. На мой взгляд, это бессмысленно. Человек, который не хочет работать, найдет множество других отвлекающих факторов, которые будут снижать его производительность. А вот добросовестного сотрудника такая демонстрация недоверия к персоналу со стороны работодателя может серьезно демотивировать. И чем сильнее ваш бизнес зависит от лояльности сотрудников, тем ощутимее могут быть последствия», — считает Бойцова.

По ее мнению, единственной уважительной причиной блокирования доступа к социальным сетям является защита информационной безопасности компании и клиента.

Во многих же случаях, особенно в сфере услуг, соцсети являются эффективным инструментом взаимодействия сотрудников, клиентов и целевой аудитории компании, считает директор по персоналу компании Artezio Ирина Дьяченко. «Крупные западные компании, наоборот, внедряют корпоративные социальные сети в ИТ-инфраструктуру, это одна из самых активных точек роста в ИТ-индустрии в настоящее время. Такие соцсети значительно увеличивают скорость коммуникаций и поиск нужных специалистов внутри компаний, в доступной форме обеспечивают доступ сотрудников к нужным знаниям и увеличивают эффективность бизнеса в целом», — говорит Дьяченко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *