От домика к отелю

Приморский турбизнес меняется, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Крупные, по местным меркам, бизнесмены начали вкладывать серьезные средства в долгосрочные проекты.

турбизнес

Благодаря этим инвестициям, за последние годы в крае появились такие масштабные предприятия туриндустрии, как базы отдыха «Сидими» и «Теплое море» в Хасанском районе, «Лесная поляна» и «Маяк» в пригороде Владивостока. Да и надежды на дальнейшее окультуривание этой области можно связывать только с приморским бизнесом, полагает «Конкурент».

Дмитрий Сапрыкин, генеральный директор компании «А’море море», консультант в сфере развлечений и HoReCa: «Для открытия успешной базы отдыха требуются главным образом две вещи: земельный участок и правильное видение этого бизнеса. Третий фактор — деньги — не менее важен, конечно, но, даже вложив большую сумму, можно прогореть, если не понимаешь, как развивать бизнес. Особенно важно понимание турпотока. Можно купить землю там, где он не проходит, и остаться без клиентов. А формировать новые потоки — это достаточно тяжело. Осознайте, кто ваш клиент, чтобы вывести оптимальное соотношение цены и качества. Можно сделать туалеты в стиле барокко, но если не будет клиентов, которые готовы платить за такое удовольствие, то это выброшенные деньги».

Татьяна Липатова, управляющая б/о «Маяк»: «Для любого стартапа есть правило: нужно четко понять, что хочется получить в результате. Необходимо быть готовым морально и материально, чтобы не «выдохнуться» до того, как все не начнет работать. Нужно брать во внимание и то, что первоначальные расчеты неизбежно придется корректировать в сторону увеличения в процессе реализации проекта. Очень важно на каждом этапе привлекать специалистов с большим опытом работы в соответствующих сферах, чтобы не совершать ошибок, из-за которых в итоге за одно и то же придется платить дважды».

Артур Гуацаев, генеральный директор компании Palladiana, участвовавшей в реализации проектов «Теплое море», «Маяк»: «Большие инвестиции не застрахуют от неудач. Здорово иметь бюджет, который позволит построить курорт международного уровня. Даже в Приморье можно «отбить» такие гигантские вложения. Но, чтобы предприятие стало коммерчески успешным, сопровождать его должны профессионалы. Причем речь идет не только об операционной деятельности, но и об этапах организации, строительства. Инвестор со зрелым взглядом на бизнес должен понимать, что работа с профессионалами — это своего рода защита его инвестиций. Прибыльность и сроки окупаемости зависят от разработанной бизнес-модели будущего предприятия. Это вопрос, требующий индивидуального подхода в расчетах. Сначала создается бизнес-модель «предприятия мечты», затем ее перекладывают в цифры и в результате получают прогнозируемую рентабельность и окупаемость. Не удовлетворяют сроки окупаемости — меняются составляющие бизнес-модели».

Семченкова Светлана, генеральный директор б/о «Рында Плюс» (о. Русский): «Базы отдыха зачастую окупаются в течение 10 лет. Но есть и по-настоящему удачные проекты, которые могут окупиться гораздо быстрей. К примеру, нашу базу мы постараемся полностью окупить всего лишь за два года. Создание базы на основе бывшего санатория или пионерлагеря уменьшает некоторые затраты. Сама база на первый взгляд может генерировать приличный денежный поток в сезон, но не забывайте про множество сопутствующих затрат, в числе которых офис со штатом сотрудников, водители и т.д.».

«Серьезных», долгосрочных проектов в этой сфере в Приморье пока и с десяток не наберется. А предприятий и частников, предлагающих всевозможные варианты для сезонного отдыха сограждан, — сотни. Они должны постараться заработать максимум именно в летний период, фактически — примерно за полтора месяца «высокого сезона» по-приморски (с середины июля до 1 сентября, когда дети идут в школу и семьи разъезжаются по городам и весям). Потому что на эти деньги им придется существовать все остальное время.

«Большинству наших баз отдыха невыгодно работать зимой, — говорит Семченкова. — Нужно отапливать номера, содержать персонал. Но при правильных, не раздутых расходах и за два месяца такая база может принести прибыль на весь год. Главным источником дохода, естественно, является сдача номеров или домиков. По Приморью трехместный «номер» стоит в среднем 5 тыс. руб. в разгар лета. У нас, кстати, 3,5 тыс. Откуда взялись эти пять тысяч? Мне кажется, это некая условная цифра, тем не менее на нее все ориентируются. Стоимость номера должна покрыть расходы на ремонт, зарплаты и дополнительные услуги. Можно подсчитать все затраты и разделить их на количество номеров, получив оптимальную цену, но мне кажется, что этим никто всерьез не занимается. Тут действует принцип: «У всех стоит столько, и у меня будет столько же».

«Во всем мире сезонные предприятия отдыха имеют ценовую градацию, так что об особом «рвачестве» приморских бизнесменов говорить не приходится, — добавляет Гуацаев. — С точки зрения бизнеса это легко объяснимо, ведь предприятию просто необходимо собрать максимум, чтобы покрывать эксплуатационные расходы не в сезон. Логично, что стоимость номера растет одновременно с ростом заселения базы. Для удобства определяют несколько ценовых сезонов. Продажа услуг проживания, отдыха — это продажа продукта. А у любого продукта есть своя себестоимость. У базы отдыха она сводится к перечню расходных статей. Любой продавец должен продать свой продукт таким образом, чтобы покрыть связанные с его производством расходы, плюс экстра, то есть прибыль.

Быть на плаву в зимнее время года для базы отдыха — это умение вести бизнес ее управляющего состава. Существует комплекс мероприятий, способствующих снижению операционных расходов в плохой для базы отдыха сезон. Зарабатывает деньги тот, кто умеет их экономить. Любая расходная статья предприятия может быть подвержена оптимизации. А для того, чтобы принимать правильные решения по оптимизации расходов, необходимо смотреть на вещи широко открытыми глазами и постоянно расширять свой кругозор. Существует масса приемов и описанных управленческих решений, которые могут способствовать сокращению расходов. Все они находятся, кстати, в открытом доступе».

Татьяна Липатова: «В большинстве своем владельцы баз идут по проторенному пути, используя рекреационные возможности региона, в частности, морское побережье. Этот рынок очень плотный: в Приморье предостаточно «простых» баз отдыха, которые предоставляют возможность летнего проживания в легких постройках с минимальным набором услуг, которые по окончании сезона просто «консервируются», снижая тем самым расходы до минимума».

Дмитрий Сапрыкин: «По моим наблюдениям, большинство владельцев таких баз не мыслит категорией среднего чека. Средний чек, в моем понимании, складывается из стоимости набора услуг, которые клиент получил на базе. Он платит определенную сумму денег, неважно за что. Тут главное понять, чем можно выделяться среди других баз и какие услуги ты можешь предложить гостю. Если уровень сервиса действительно хорош, то люди будут платить деньги именно за это. И таких клиентов в Приморье относительно много».

Артур Гуацаев: «Люди любят отдыхать в любое время года, просто нужно помогать им в этом. А чем ближе город, тем меньше требуется дополнительных инвестиций в «растягивание сезона». Говоря же о внедрении новых услуг, я подразумеваю их качественное внедрение, ведь услуги еще нужно уметь продавать. Неумение продавать услуги — это вообще бич наших управленцев. Нельзя к данному вопросу подходить стихийно. У базы отдыха должен быть план развития. Все введенные услуги должны функционировать в комплексе, дополняя друг друга. Они должны не только расширять сезон, но и помогать владельцам собирать максимальный урожай с места. При этом гости должны оставаться довольными, с радостью расставаясь с деньгами».

Татьяна Липатова: «Готовь сани летом. Если хорошо поработать на летнем клиенте и оставить о себе хорошие воспоминания, есть большой шанс, что он будет возвращаться и в другое время года. При условии качественного зимнего сервиса. Если есть ресурс, можно и нужно работать с корпоративными клиентами. Также есть смысл сотрудничества с компаниями-партнерами, выступающими в качестве агентов, которые помогают привести нужное количество заказов на территорию. Это event-, свадебные и рекламные агентства, частные промоутеры. Но самое главное все равно в том, что гость должен получать отличный сервис вне зависимости от сезона. Грамотный подбор дополнительных услуг может приносить до 50% валового дохода. В первую очередь это услуга питания, а также развлекательные, спортивные, детские активности, модное нынче спа, возможно, даже санаторно-курортное лечение. Спектр велик, но тут уже приходится выбирать в соответствии с концептом предприятия и возможностью дополнительных вложений. Что-то может не пойти, и от этого нужно вовремя отказаться, пока не начали терять на этом деньги».

«Чаще всего персонал на базы отдыха привозят из города, он работает вахтовым методом, по неделям, — дополняет Сапрыкин. — Не секрет, что хороший сервис в России вообще организовать достаточно сложно. На мой взгляд, это связано с тем, что русские не привыкли что-то делать для других. В их сознании не заложено, что через помощь другим людям можно реализовать свой потенциал».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *