Бизнес теряет более триллионы на госпроверках

Общие издержки бизнеса, связанные с прохождением разнообразных видов госнадзора и контроля, составляют 7,5% ВВП в год, подсчитали в «Опоре России». Снизить затраты предприятий более чем в три раза и отменить плановые проверки помог бы переход на принцип декларирования.

гос проверки

Эксперты организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» обращают внимание, что зачастую контрольно-надзорные мероприятия (речь идет о разнообразных проверках Роструда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора, МЧС, а также о транспортном, финансовом, санитарном, пожарном надзоре и так далее) используются для навязывания бизнесу различных платных услуг, сообщают «Известия».

— Чтобы пройти любой вид госнадзора, необходимо осуществить массу дополнительных платных мероприятий: замеры, расчеты, обучение персонала и так далее, — рассказывает руководитель комиссии по аккредитации «Опоры России» Марина Блудян. — При этом инспектор контролирует, прошла ли компания эти платные мероприятия. Это является условием выдачи разрешений, справок и прочих документов. Если не прошла, то направляется в аффилированные с контролирующими органами структуры — у них сложился своеобразный бизнес.

Общая цифра, отражающая затраты, связанные с прохождением всех 52 существующих в России видов надзора, огромна: согласно расчетам «Опоры», она составляет 7,5% ВВП в год, то есть более 5 трлн рублей. По словам Марины Блудян, цифры будут корректироваться, так как появляются все новые виды поборов.

Чтобы изменить ситуацию, «Опора» предлагает перейти на декларации безопасности по всем 52 видам надзора, как это принято в развитых странах, а лучше — сделать единую декларацию безопасности для всех предприятий — документ, который определяет комплекс мер, принимаемых с целью предотвращения аварий.

Если изменить ситуацию, уверены в «Опоре», то издержки бизнеса могут сократиться более чем втрое и исчезнет необходимость проведения плановых проверок (внеплановые проводятся только с согласия прокуратуры или в чрезвычайных ситуациях). Более того, предприниматели, заполняя декларации, будут проходить что-то вроде самоэкзамена и знать, какие требования они должны соблюдать. А сейчас большое количество нарушений со стороны бизнеса происходит из-за колоссального объема требований, за которыми небольшому предприятию трудно уследить. Вместо бизнеса аффилированных структур появится конкурентный рынок независимых аудиторских компаний, сократятся количество проверяющих и бумагооборот. Пока же, как утверждает Блудян, процветает бизнес по торговле разрешениями и допусками.

Партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Юрий Федоров считает, что проблема связана, с одной стороны, с варварским состоянием безопасности на многих производствах, а с другой стороны, с отсутствием реальных механизмов у государства для исправления ситуации.

— Архаичная система многочисленных инспекций на практике нередко только создает новые коррупционные потоки, однако часто для бизнеса это оказывается более приемлемым, чем практическое выполнение оторванных от жизни нормативных требований, — говорит он. — Например, перед открытием летнего лагерного сезона в Московской области смог представить документы для оформления пляжа только один лагерь.

По словам Юрия Федорова, нормативные требования действительно во многом устарели, но разрабатывать новые практически некому. Старая система отраслевых институтов разрушена, альтернативная — не создана.

— Плохо представляется, как предлагаемая система аудита безопасности в условиях сложившейся системной коррупции способна исправить ситуацию, — отмечает юрист. — Более перспективной была система обязательного страхования рисков, в которой показатели безопасности влияли бы на величину страхового взноса.

Руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский считает, что проблему, поднятую «Опорой России», решить будет непросто.

— Поскольку экономика в России прогосударственная, нет ничего удивительного, что государство сильно вторгается в государственный бизнес и по инерции — в частный средний и малый, — говорит он. — Пока государство не начнет зависеть от бизнеса, а не наоборот, оно добровольно никаких своих проверяющих функций не отдаст.

Впрочем, некоторые шаги в нужном для бизнеса направлении уже сделаны. Например, в области пожарной безопасности удалось добиться прогресса: теперь все предприниматели раз в три года должны заполнять декларации. И если они заполнены с учетом расчета пожарного риска, то проверки не планируются.

С 1 мая 2009 года вступил в силу 123-ФЗ, в соответствии с которым у юрлиц появилась обязанность представить в МЧС декларацию пожарной безопасности и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, несет лицо, составившее и подписавшее ее. При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям чиновники МЧС возвращают ее декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации. Для проведения независимой оценки пожарного риска приходится обращаться к специалистам, но предприниматель выбирает их сам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *