Не отходя от монитора

Популярность онлайн-ритейла в России растет. Оборот интернет-торговли увеличивается на 30% в год. Как вписываются в общую тенденцию дальневосточные регионы, выясняли корреспонденты «РГ».

Техника продаж

Последний год стал прорывным для интернет-торговли Владивостока. Количество заказов продуктов, готовой еды, одежды, бытовой техники с помощью глобальной сети выросло как минимум на 50%.

Традиционные магазины одежды переживают сложные времена — модницы и модники все чаще предпочитают виртуальные прилавки. По оценкам действующего в столице Приморья некоммерческого партнерства «Лига торговых предпринимателей» и ее президента Павла Гетмана, вскоре интернет-торговля станет серьезным конкурентом и в других отраслях.

Анализ показывает, что активными интернет-покупателями сейчас являются люди в возрасте от 20 до 40 лет, которые в дальнейшем вряд ли откажутся от ставшего привычным способа приобретения товаров. К ним будут прибавляться сегодняшние школьники, уже не мыслящие жизни без виртуального пространства.

— Магазинам, торгующим через Интернет, нет необходимости арендовать помещение для торговли, платить зарплату персоналу. Снижение затрат и издержек удешевляет стоимость продукции. Покупатели же не тратят нервы и время, стоя в пробках и магазинных очередях. Таким образом, это выгодно обеим сторонам, — считает Павел Гетман. Готовиться к худшему надо небольшим магазинам, малому бизнесу. Им предприниматель советует искать новую нишу.

Эксперт также считает, что на будущем некоторых супермаркетов может негативно сказаться развитие ресторанной доставки и объясняет это тем, что с ростом конкуренции цены на привезенную готовую еду станут сопоставимы со стоимостью продуктов.

Виртуальные негоцианты

Хабаровчане в Интернете чаще всего покупают либо по рекомендации уже отоварившихся, либо предварительно ознакомившись с товаром. Бывает, что срабатывает реклама.

Это хорошо знают, к примеру, в крупном сетевом дискаунтере, специализирующемся на продаже бытовой техники. Принципиальное его отличие от привычных больших магазинов заключается в отсутствии торговых залов, которые перенесены в интернет-формат, и продавцов-консультантов, от которых отказались вовсе.

— Зачастую покупатели после посещения нашего сайта сначала направляются в обычные магазины, где выясняют все о понравившемся товаре, а уж затем приобретают его у нас, так как наши цены значительно ниже, чем у конкурентов, — рассказывает Александр Крючков, директор хабаровского филиала дискаунтера. — Думаю, Интернет уступает прямым продажам потому, что наши люди не любят ждать, хотят сразу получить покупку.

Надо сказать, что крупных интернет-магазинов в чистом виде, с развитым и постоянно обновляемым сайтом, с электронными кошельками и доставкой в считанные дни, а то и часы, в Хабаровском крае практически нет. Намного чаще встречаются обычные магазины с параллельной виртуальной витриной в Сети. Она для этого формата торговли, как правило, мелкооптового, — скорее, реклама, призванная зазвать в реальный магазин.

Кстати, с развитием IT-технологий открыть свой сайт стало доступным делом. Средняя цена в зависимости от объема работ варьируется от трех до 23 тысяч рублей, а сроки — от нескольких дней до недели.

Сдача в аренду виртуальных торговых рядов со всеми сопутствующими услугами — популярный бизнес. Для удобства потенциальных покупателей разные по масштабу и товарам магазины сортируются и объединяются в более крупные подразделения. Такая модель, считают специалисты, выигрывает за счет синергетического эффекта. При этом маркетинговая политика выстраивается по реальному образцу: чем больше товаров, тем ниже цена за единицу и наоборот.

Есть и недостатки. Главный — отсутствие индивидуальности и в дизайне, и в структуре. Воплотить свой авторский замысел можно, но за дополнительную и иногда весьма существенную плату. Второй недостаток — вероятность затеряться среди себе подобных как раз из-за многочисленности участников, и в этом случае бизнес просто не пойдет.

Существуют в интернет-торговле подводные камни и для покупателей. Основные претензии обманутых в своих ожиданиях хабаровчан сводятся к низкому качеству товаров, затянутым срокам возврата денег или вообще невозможности их вернуть, нечестности продавцов, умалчивающих об обязательных дополнительных расходах. При этом крупные интернет-магазины, зарегистрированные, как правило, в мегаполисах и напрямую работающие с известными производителями, быстрее и охотнее идут навстречу, боясь потерять время, деньги и доброе имя. С мелкими виртуальными негоциантами проблем может быть больше. В Хабаровском крае, по данным Роспотребнадзора, в 2012 году было семь жалоб на работу местных интернет-магазинов, в 2013-м — 25.

Дешево, но долго

В Якутии электронная торговля очень популярна — в прошлом году республика с менее чем миллионным населением стала пятой в России по объемам покупок через Интернет. Виртуальные шоп-туры привлекают якутян главным образом невысокими ценами товаров. В обычных магазинах аналоги стоят значительно дороже, поскольку в их стоимость включены затраты на длительное хранение, аренду складов, торговых помещений и многие другие накрутки, увеличивающие исходную цену порой в несколько раз.

Спрос породил предложение. В Якутске сейчас действует более 170 интернет-магазинов, в которых можно купить практически все. Есть и своеобразные супермаркеты, и торговые точки с узкой специализацией (к примеру, магазин по торговле противопожарным оборудованием). Найти их несложно — все контакты выложены на главном республиканском информационно-развлекательном портале.

Тем не менее, беспроблемной электронную торговлю в регионе не назовешь. Если в Якутске на доставку заказанного в местном интернет-магазине товара уходят часы, а нередко даже минуты, то в отдаленные районы покупки могут идти месяцами. Как рассказала журналист из Нижнеколымского района республики Лариса Габайдуллина, многодетная семья Винокуровых, проживающая в арктическом селе Андрюшкино, в начале лета заказала через Интернет вещи для детей. Ждать, пока привезут покупку, пришлось до глубокой осени.

Доставка почты из Якутска в 26 райцентров возможна только авиацией. До недавнего времени местные авиакомпании не справлялись с этим потоком, залежалые остатки доходили до 40 тонн. Недавно «Почта России» направила на работу в Якутию два специальных почтовых самолета L-410, эксплуатация которых снизила остроту проблемы. Но вот доставку корреспонденции от райцентров до отдаленных сел почтовые самолеты не ускорят. В холодное время года на этих маршрутах выручают зимники, летом же связь поддерживается только с помощью вертолетов, и авиаторы предпочитают взять на борт больше пассажиров, оставляя почту «на потом».

Впрочем, чтобы купить что-либо через Интернет, надо как минимум выйти в Сеть. Но обширные территории на севере республики пока еще находятся за пределами зоны покрытия современными средствами связи.

Власти Якутии активно лоббируют на федеральном уровне решение проблемы, и эта работа принесла плоды. На конец декабря запланирован запуск на орбиту «якутского» спутника связи «Экспресс АМ5». Как отмечает вице-премьер правительства республики Александр Борисов, основная рабочая зона космического аппарата будет охватывать всю территорию региона.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *