Бутылка уходит в подполье

Россия в 2013 году снизила производство водки на 12,3%, сигарет — на 5,9%.  Производство сокращается, однако это не значит, что россияне перестают пить. Они переходят на суррогат.

Водка уходит в подполье

По данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, объемы производства коньяка с 2012 года упали на 23,9%, водки — на 12,3%, пива — на 8,5%, вина — на 7,7%. Такие показатели стали прямым следствием политики повышения акцизов на алкогольсодержащую продукцию.

С 2010 года в качестве меры по борьбе с употреблением суррогатной алкогольной продукции в России установили минимальную цену на водку. Акцизы на алкогольную продукцию массового потребления, а именно водку и пиво, росли в течение последнего десятилетия в среднем на 10% в год, однако 2011-2012 годы стали для алкогольных производителей по-настоящему особенными. Пытаясь снизить популярность пива среди россиян, в 2012 году правительство подняло налоговую планку больше чем в три раза. Годом позже суровые ограничительные меры коснулись и производителей ликероводочных изделий: с 2012 по 2013 год пошлина выросла почти на 60%, сообщает «Газета.ру».

Эксперты говорят, что производителям как слабоалкогольной продукции, так и крепких напитков пришлось несладко. «Такого интенсивного повышения ставки, которое наблюдается в последние годы, наверное, не было за всю историю существования водочного рынка», — говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.

Стоит отметить, что и в дальнейшем акцизы будут неуклонно расти. Так, в продукции крепостью выше 9% в 2013 году ставка составила 400 руб., в 2014-м она будет равна 500 руб., а в 2015-м составит уже 600 руб. Это означает, что акцизы на крепкие алкогольные напитки в следующем году вырастут на 25%, а еще через год — на 20%. Такая же ситуация происходит и на рынке пива: в 2014 году налоговая ставка будет равна 18 руб. на литр безводного этилового спирта, а в 2016 году — уже 21 руб.

Подобные заградительные меры ударили по производителям, но не факт, что внесли вклад в борьбу с алкоголизмом среди граждан.

«Государственная политика регулирования оборота алкогольной продукции имеет две основные цели — снижение потребления алкоголя в силу сокращения спроса из-за удорожания продукции и повышение налогооблагаемой базы, — поясняет Андрей Ерин, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании «САН ИнБев». — Пятикратное повышение акцизов на пиво с 2009 по 2013 год привело к «переключению» потребителя на крепкие напитки, стоимость которых при пересчете на содержание чистого алкоголя стала значительно ниже пива. Это стало причиной того, что доля крепких алкогольных напитков на потребительском рынке России в 2012 году при пересчете на содержание чистого спирта превысила 60%. Это полностью противоречит государственной концепции по борьбе с алкоголизацией населения».

Тем не менее на рынке крепкой алкогольной продукции ситуация ненамного лучше.

«Производители говорили, что нельзя так резко повышать ставку, поскольку рост акцизов не соответствует росту зарплат покупателей. Поэтому потребители начинают переходить с легальной продукции на нелегальную и суррогатную продукцию», — говорит Добров. С таким мнением согласен и Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). «Легальную водку сделали недоступной для значительной части населения, — рассказывает эксперт. — Стоимость одной бутылки водки с 2009 по 2013 год увеличилась в три раза, уровень доходов населения почти не увеличился, соответственно, такой рост цен привел к снижению покупок в легальной и нелегальной рознице и, конечно, к повышению продаж на рынке суррогатов.

Как говорит Дробиз, рынок алкогольных напитков принято делить на три сектора: легальную, нелегальную и суррогатную продукцию. «Суррогаты — спиртосодержащие жидкости двойного назначения, это самогон, аптечные настойки и подпольная водка, производимая в гаражах и продаваемая с рук», — говорит Дробиз. По оценкам ЦИФФРА, доля легальной водки на рынке этого продукта за последние два десятилетия не превышала 50%, а в настоящее время она не доходит и до 35%.

«В 2009 году объем рынка суррогата составил около 450-500 млн литров, в 2013 году — уже 800 млн, в 2014 году будет выпито уже около 1 млрд литров. Рынок суррогатов — это гигантский рынок, который замещает сегодня и легальную водку, и нелегальную. Даже нелегальная продукция теряет в объеме за счет того, что часть населения по мере ее подорожания уходит в суррогатный сегмент», — рассказывает Дробиз. Таким образом, по мнению эксперта, выходит, что в легальном секторе алкогольной продукции остались только те люди, которые готовы покупать крепкие напитки за высокую и очень высокую цену.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *