Со сменой работы лучше подождать

Сразу три крупных корпорации — ВТБ, Сбербанк и «АвтоВАЗ» — объявили на прошлой неделе о намерении сократить штат своих сотрудников. Чуть раньше РАО «РЖД» перевело на неполную рабочую неделю 270 тысяч человек. Эксперты опасаются повторения волны сокращений, которая прокатилась по России в кризисные 2008-2009 годы.

частая смена работы

Хотя официально российское правительство декларирует в качестве приоритетной задачи создание 25 млн высококвалифицированных рабочих мест, реальных шагов в этом направлении предпринимается не так уж и много. В качестве экстренной помощи экономике, судя по всему, выбрана девальвация — самый простой инструмент пополнения доходов федерального бюджета, не предполагающий разработки хитроумных стратегий по стимулированию развития производства на территории страны.

В прошлом году в России закрылись сотни тысяч малых предприятий. В этом году проблемы возникают уже у крупных корпораций. На форуме в Давосе глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что в текущем году группа намерена сократить расходы на сотрудников в головном банке и в инвестиционной компании «ВТБ Капитал» на 15%. Сбербанк также заложил в своей новой стратегии на ближайшие годы уменьшение численности персонала на 30 тыс. человек. На «АвтоВАЗе» нормативная численность руководителей, специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тыс. штатных единиц. Не исключают возможности уменьшения количества персонала и в других компаниях — в случае, если рыночные условия будут продолжать ухудшаться, отмечает «Росбалт».

Довольно значительные сокращения в таких крупных корпорациях являются неприятным симптомом, свидетельствующим об ухудшении состояния национальной экономики — несмотря на то, что формально пока сохраняется рост ВВП в годовом исчислении. «Трудно прогнозировать возможную глубину сокращений персонала, поскольку ситуация сейчас вроде как достаточно стабильная, но стабильность эта очень шаткая», — отмечает руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru Валерия Чернецова.

В 2008-2009 годах российские чиновники тоже много говорили об устойчивости и «тихой гавани», однако сокращения были довольно значительными. По оценке Чернецовой, сейчас ситуация несколько иная — хотя бы в плане того, что многие компании заблаговременно начали готовиться к негативным событиям, тогда как вход в кризис 2008-2009 годов был неожиданным и стремительным. Возможно, это позволит сгладить негативный эффект от стагфляции и продержаться до того момента, когда восстановление экономики Европы, наконец, не наберет силу и не потянет экономику России вверх.

По данным на ноябрь 2013 года, 4,1 млн человек (или 5,4% экономически активного населения) классифицировались как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда. Средний возраст безработных, по данным Росстата, составил 36,2 года. Правда, примерно четверть от общего числа — молодежь до 25 лет.

По оценке Чернецовой, отрасли и сферы деятельности, которые больше остальных почувствовали на себе кризис пятилетней давности, при развитии неблагоприятного сценария в 2014 году будут теми же: производственный сектор, строительство, СМИ, образовательные услуги для корпоративного сектора, сфера маркетинга и рекламы, финансовый сектор. Что же касается промышленности, то основной удар по рынку труда здесь нанесет заморозка тарифов естественных монополий, которая уже заставила ряд компаний обратиться к планированию оптимизации производственного процесса. Примером служат недавние меры руководства ОАО «Российские железные дороги», которое перевело на неполную рабочую неделю 270 тыс. сотрудников.

В смутные для экономики времена эксперты рекомендуют трезво оценивать шансы на то, чтобы найти новую работу. И даже если вы решили «пересидеть» кризис у нынешнего работодателя, нужно быть готовым демонстрировать эффективные результаты своей работы перед руководством — когда встанет вопрос «кого уволить, а кого оставить», в 90% случаев выбор будет сделан в пользу результативных и мотивированных работников. «Говорить о карьерном росте и повышении оплаты труда с начальником можно всегда. Но в этом случае следует запастись неопровержимыми аргументами и доказательствами того, что у вас значительно увеличился фронт работы, расширились должностные обязанности, что вы успешно реализовали какой-то важный проект и проявили себя отличным организатором», — советует Чернецова.

Кстати: о намерении повысить в 2014 году зарплату заявили 23% российских компаний.

Лучший подарок от работодателя – это известие о повышении зарплаты. Как выяснил портал Superjob.ru, этой новостью в 2014 году собирается обрадовать своих сотрудников почти каждая четвертая российская компания или организация. Около половины отечественных фирм такого повышения или индексации пока не планируют. При этом треть работающих россиян намерена в конце года попросить работодателей о прибавке жалования.

По данным опроса 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб предприятий и организаций, в 23% российских компаний в ближайшее время зарплаты будут повышены или индексированы. В 47% повышения не состоится. Еще 30% респондентов с ответом затруднились.

Судя по данным опросов, об индексации заработков руководство компаний чаще задумывается перед наступлением нового календарного года. В декабре 2012-го такое же количество компаний (23%) заявляло о намерениях увеличить цифры в штатном расписании. Для сравнения: летом 2013 года о намерении повысить зарплаты своим сотрудникам заявлял почти каждый пятый (19%) работодатель, летом 2012-го — 21%.

Между тем сами работники далеко не всегда ждут подвигов от начальства. По данным опроса 3000 экономически активных россиян, имеющих постоянную работу, в конце прошлого года 35% из них собирались сами просить у руководства прибавки к жалованию. 46% такого желания не высказывали, а примерно каждый пятый (19%) затруднился ответить. Мужчины в этом отношении активнее женщин: о прибавке собирались просить 38% и 30% соответственно. «Личные интересы превыше всего»; «Если прибавки не будет, уволюсь!» — говорили респонденты. Однако в этом году подобные просьбы работодателям придется слышать реже, чем в прошлом. Число тех, кто не намерен просить о прибавке к зарплате, с 2012 года выросло на 7 процентных пунктов.

Когда работник идет к начальству с просьбой о повышении оклада, речь, как правило, идет о прибавке в размере от десятой части до трети его сегодняшнего заработка. 30% россиян хотели бы, чтобы к зарплате им добавили сумму, составляющую 10-20% от нынешней, 23% — ждут прибавки в размере 20-30%, 15% — более чем 50-процентного повышения своего дохода. Те же, кто пока не решил, идти ли к начальству с финансовыми выкладками, либо уже сталкивался с отказом, либо опасается последствий разговора. «Хотелось бы, но стоит вопрос о сокращении, поэтому даже пока пытаться не буду»; «Попросишь — и что есть урежут!» — объясняли свои сомнения респонденты.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *