Дорогая игрушка

«Электронное правительство», несмотря на рост популярности, все еще остается специфической забавой, как для граждан, так и для государства. Первые не готовы доверять решение важных задач Интернету, а вторые — перестраивать свою работу.

инвестиции в интернет

Интеграторы проекта «Электронное правительство» подвели итоги работы портала Gosuslugi.ru за минувший год. Статистика неутешительна — средний пользователь портала оставил там только одно (!) заявление и на том успокоился. Не способствует развитию интернет-услуг и политика регионов: одни развивают свои сайты, другие не готовы переходить на удаленные отношения с жителями, отмечает «Эксперт».

Не дошли до Интернета

Представьте картину из реальной жизни. Паспортный стол, полдень рабочего дня. Перед дверью, где выдают паспорта и ставят печати о регистрации, толпится разъяренный народ, занявший очередь задолго до открытия учреждения — например, в шесть-семь утра. Скорее всего, очередь в 10-15 человек не рассосется до обеда, следовательно, им придется переждать час перерыва под дверями (учреждение закрывается), а затем снова штурмовать невозмутимых паспортисток.

И вдруг среди этой толпы появляется человек с распечатанной бумагой с портала «Госуслуги» и без очереди проходит к работницам. Самое главное: паспортистки его вежливо принимают и даже прощают отсутствие некоторых документов. Поясняя в приватной беседе, что они не могут отказать посетителю, зарегистрировавшемуся на портале «Госуслуги». Кстати, все заявления уже готовы — остается только поставить подписи и получить документы. «Наверное, чей-то знакомый», — проносится по толпе. Градус возмущения повышается. Но именно так и работает портал «Госуслуги»: там можно подать документы в электронном виде, записаться в очередь на конкретное время и в самом учреждении только поставить подпись в уже распечатанных бумагах. Проверено на собственном опыте.

Трудно себе представить бабушку, которая кропотливо заполняет интернет-декларации. Но бабушки уже в меньшинстве — по данным опросов, 58% взрослого населения страны являются интернет-пользователями. 70 млн взрослых людей в стране ежедневно заходят в глобальную сеть. Парадокс в том, что эти же люди продолжают ходить к шести утра в поликлинику, чтобы записаться к врачу, и собирать тонны справок по самым разным поводам.

Благие намерения

Для таких граждан и была принята программа «Электронное правительство». По замыслу ее создателей, это комплекс программного обеспечения и сети многофункциональных центров по предоставлению госуслуг (МФЦ), которая переводит отношения граждан и государства в удаленный цивилизованный вид. Ядро системы — портал Gosuslugi.ru, на который нашпигованы региональные порталы (за исключением тех регионов, которые решили развивать аналогичные сервисы на собственных платформах), а также системы межведомственного взаимодействия между государственными ведомствами. Для пользователя вход в эту систему возможен тремя путями: через все ту же сеть МФЦ, через интернет-сайт и через так называемые «инфоматы» — терминалы с доступом в Интернет, установленные в общественных местах, как правило, в райцентрах и деревнях.

Официально строительство информационного общества в России началось в 2002 году, когда была принята программа «Электронная Россия» сроком действия до 2010 года. Перед разработчиками программы ставились весьма скромные задачи, не сродни нынешним, — добиться хотя бы того, чтобы граждане смогли узнавать в Интернете о государственных услугах. Тогда был создан портал «Госуслуги.ру», на котором стала появляться информация о том, чем занимаются органы власти.

Один сайт на всех

Постепенно на портале Gosuslugi.ru стала появляться возможность не только получить информацию об услуге, но и воспользоваться ею удаленно. Для этого установили следующий механизм: регистрация на портале, затем подтверждение путем визита с паспортом в офис «Ростелекома» и — вуаля — ты полноценный пользователь. В конце 2013 года некоторые регионы могли похвастать несколькими сотнями услуг, которые де-юре можно получить в электронном виде.

Одна из причин недостаточного развития систем «Электронного правительства»: каждый хочет перетянуть «одеяло» (финансирование, инфраструктуру и т.д.) на себя. Свои порталы имеют не только региональные правительства, но и ведомства — Росреестр, ФНС и прочие. «Несмотря на имеющиеся альтернативы, сильная сторона gosuslugi.ru в том, что это единый для всей страны портал, функционирующий по единым правилам и стандартам. Отсюда реальная экономия бюджета отдельных ведомств и регионов, так как не нужно разрабатывать собственные аналогичные инструменты.

Но погоня за количеством услуг на портале — это скорее фикция, сродни необъявленному социалистическому соревнованию. Дело в том, что основная масса пользователей получают на портале весьма ограниченное количество услуг. Как правило, это получение сведений о нарушениях ПДД (38,7%), выдача загранпаспорта (19,2%), и информирование о своих пенсионных накоплениях.

В целом же получается, что один житель даже крупного региона оставляет на портале в год чуть больше одной заявки. Это означает, что люди регистрируются на сайте для какой-то конкретной цели: подать заявление на загранпаспорт, узнать, нет ли задолженности по налогам и штрафам перед поездкой за рубеж и прочее. То есть регистрация граждан происходит только под гнетом обстоятельств непреодолимой силы: например, с этого года запись на подачу документов для загранпаспорта закрыта на портале миграционной службы и доступна только на Gosuslugi.ru. А как только возникает альтернатива — пойти и подать документы лично — человек выбирает именно эту возможность. Есть и другой вариант — человек регистрируется на сайте для развлечения, из любопытства. Но и это не является гарантом стабильных отношений гражданина с «электронным правительством».

Чиновники не готовы

Однако есть еще одно положение «майских указов» президента, согласно которому 70% граждан должны получать госуслуги в электронной форме уже к 2018 году. Среди вариантов продвижения — пропаганда силами «Ростелекома». Это, например, знаменитые «стеклянные кубы» (призванные показать прозрачность госуслуг), которые национальный оператор возил по России в 2012 году.

Но в самом государственном аппарате не решены несколько фундаментальных проблем. Первая — финансирование. «Если бы мы полностью выполняли все мероприятия по программе «Электронное правительство», то в муниципалитетах это было бы второй по объему статьей расходов после «социалки». Это нереально. Ресурсы у муниципалитетов невелики: районная газета, радио, которое не работает, да и главы поселений, которых еще самих надо учить», — сетует заместитель директора «Оператора электронного правительства Алтайского края» Евгений Поздерин.

Вторая — неразвитое внутреннее взаимодействие между ведомствами. Формально госучреждения не могут брать справки с граждан, если эта информация есть в других ведомствах. Формально же за 2013 год ведомства послали друг другу миллионы запросов. То есть ведомства «накручивают» счетчики собственной работы. Да и ведомственная структура запросов очень ограничена: треть идет в Росреестр, еще 20% — в налоговую службу, еще по 10% — запросы в МВД и Пенсионный фонд.

Наконец, третья проблема — многие электронные услуги остаются таковыми лишь формально. После заполнения документов в Интернете человеку все равно приходится приходить к чиновникам и делать то же самое повторно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *