Офшорный регион

Засилье офшорных компаний — проблема не только Приморского края. Чуть севернее — то же самое. Такие предприятия давно занимают прочное место в экономике Хабаровского края. В 2012 году наибольший вес поступивших в регион инвестиций занимали Кипр — 44,4% и Багамские острова — 23,3%. Итого — 67%.

Прозрачность офшоров

Основные реализуемые в крае проекты с участием иностранных инвесторов имеют «офшорную» прописку. Нефтеотгрузочный терминал в порту Де-Кастри («Эксон Нефтегаз Лимитед», Багамские о-ва); завод по производству древесноволокнистых плит («Римбунан Хиджау МДФ», Малайзия); Дальневосточный центр глубокой переработки древесины (ОАО «Дальлеспром», Кипр); горно-обогатительный комбинат на золоторудном месторождении Нони в Верхнебуреинском районе («Кивердейл Лимитед», Кипр); геологоразведка на рудное золото в Нанайском районе («Амур-Минералс», США, Кипр) и другие, сообщает «Хабаровский экспресс».

Все на Кипр?

В Хабаровске действуют сразу три компании с названиями «Амуркабель». Согласно последнему списку аффилированных лиц собственником 99,999972% капитала компании является ООО «Группа Амурметалл», Хабаровск, ул. Дзержинского, 65. Но контролирует эту компанию кипрская Amurmetal Holding Ltd, Никосия, Р.С. 1105, Агиос Андреас, Ледра Хаус, Агиу Павлу, 15. Этот же офшор, по данным ЕГРЮЛ, владеет десятью процентами ООО «Сибирско-Амурский Металл» (Комсомольск-на-Амуре) — управляющей компании «Амурметалла».

Ванинский морской торговый порт — крупнейший в крае, перерабатывает около 6 млн тонн грузов в год. Известно, что формально за ним стояли три кипрских офшора. Это «Оперн Трейд Лтд», «Седмино Инвестментс Лтд» и «Травине Трейдинг Лтд».

Последние списки аффилированных лиц Хабаровского НПЗ и «Хабаровскнефтепродукта» свидетельствуют, что 97% нефтезавода и 89% капитала «Хабаровскнефтепродукта» владеет ОАО «Нефтяная компания «Альянс». Самой НК «Альянс» на 100%, согласно спискам, владеет компания ООО «Альянс Ойл Компани Лтд», Клэрендон Хаус, 2, Черч Стрит, Бермудские острова.

ООО «Центральный продовольственный рынок» — хабаровская компания с уставным капиталом в размере 72,546 млн руб. и годовым оборотом почти триста млн руб. В 2011 году в состав участников на 17% входит закрытая акционерная компания «Пиннэкл Групп оф Кампанис Пте Лтд», Бич Роуд, №29-07, Сингапур.

Инвестиции — всегда хорошо

ОАО «Дальлеспром» — базовое предприятие лесопромышленной RFP Group — еще один стопроцентный «иностранец». 100 процентами «Дальлеспрома», согласно списку аффилированных лиц и ЕГРЮЛ, владеет частная акционерная компания «РФП Холдинг Сайпрус Лтд», Григори Афксентиоу, Ливадиоти Билдинг, Ларнака, Кипр.

В 2012 году ООО УК «Торговый дом РФП» признано лучшим экспортером края. Владельцы RFP Group официально не раскрываются. По данным федеральных СМИ, несколько лет назад совладельцем этой крупнейшей лесопромышленной компании России стал Роман Абрамович. Затем долю в ней купили Российский фонд прямых инвестиций и China Investment Corporation. Под управлением холдинга находятся 5 миллионов гектаров лесного фонда с разрешенной заготовкой 4,6 миллиона кубических метров древесины ежегодно. RFP Group является крупнейшим экспортером российской лесопродукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На долю холдинга приходится более 10% и 15% российского экспорта лесопродукции в Китай и Японию соответственно. Общая численность персонала превышает 6000 человек.

Широко освещался недавний приезд в Хабаровск руководства «Сахатранса» — важнейшего партнера края. По данным ЕГРЮЛ, на 100% эта компания принадлежит «Старттрейл Трейдинг ЛТД», Грива Дигени, 115, Трайдент-центр, 3101, Лимассол, Кипр.

Замминистра экономразвития и внешних связей по вопросам инвестиционной политики края Александр Шабовта сообщил, что «в принципе, инвестиции — это всегда хорошо, даже если они имеют офшорный характер». — Однако нужно посмотреть на инвестиции еще и с точки зрения уплаты налогов в региональный бюджет. Вопрос о кипрских корнях наших предприятий и экспорта, конечно, интересный, и его нужно рассматривать серьезно, — отметил Александр Шабовта.

Говорит Калашников

— Компаниям с иностранной юрисдикцией нельзя будет пользоваться господдержкой, включая кредиты Внешэкономбанка, и получать госконтракты, — однозначно предупредил всю политическую элиту страны Владимир Путин 12 декабря прошлого года.

О том, как реализуется в нашем крае жесткое распоряжение президента страны о борьбе с офшорами, корреспондент «Хабаровского экспресса» поинтересовался у заместителя председателя правительства, министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктора Калашникова.

— Виктор Дмитриевич, уже есть понимание того, как в нашем крае будут выполнять приказ Владимира Путина по деофшоризации экономики?

— Законопроекты по данному вопросу находятся только в стадии согласования. В нашей стране на сегодняшний день законодательного механизма по принуждению вывода российских предприятий из оффшорной юрисдикции не существует, — говорит Виктор Калашников.

По словам главы минэкономразвития края, главной сложностью при подготовке законов в данной сфере является необходимость пересмотра существующей квалификации юридических лиц, которые подразделяются на резидентов — это российские организации, и нерезидентов — зарубежные организации. Предполагается ввод новой категории — так называемых налоговых резидентов. Это нужно для того, чтобы обязать компании, зарегистрированные за рубежом, но осуществляющие свою деятельность в России, платить налог на прибыль не по месту регистрации, а по месту фактической хозяйственной деятельности. Как сообщили краевому правительству в министерстве финансов РФ, принятие такого закона планируется не раньше 2015 года.

— Скажите, после распоряжения президента страны уменьшилась ли доля в краевом бюджете офшорной экспортно-импортной составляющей?

— Отмечу, что в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза от 28 января 2011 года информация о ввезенных-вывезенных товарах в привязке к участникам внешнеэкономической деятельности, а также сведения об экспортно-импортных операциях конкретных предприятий является конфиденциальной.

Как уточнил Виктор Калашников, такая информация может быть представлена только по мотивированным запросам компетентных органов, в том числе в рамках расследования уголовных дел и прочего.

— Правительство края данными об экспорте-импорте в привязке к конкретным участникам внешнеэкономической деятельности с учетом их регистрационных данных не располагает, — резюмирует глава краевого минэкономразвития. — И оценить влияние офшорной экспортно-импортной составляющей на краевой бюджет в рамках имеющихся полномочий не представляется возможным.

Похоже, пока бороться с офшорной экономикой в Хабаровском крае также «не представляется возможным»…

Что такое офшор?

Существуют страны (офшорные зоны), законодательство которых позволяет не платить налоги или платить их по пониженной ставке. В большинстве своем это развивающиеся страны. Они берут определенную плату за регистрацию офшора и пополняют, таким образом, свой бюджет. С одной стороны офшоры не влияют на внутреннюю экономику этих стран, т.к. не ведут бизнес на их территории, а с другой стороны — являются постоянным источником дохода, т.к. платят установленные пошлины. В бюджетах некоторых странах это основной источник дохода.

Для чего они нужны?

Чаще всего офшор используют для двух целей. Первая — уменьшение налогов в стране ведения бизнеса. При этом офшор используют как вспомогательную компанию. Офшор может быть посредником между покупателем-заказчиком и продавцом-исполнителем, может оказывать местной компании различного рода услуги и т.д. В результате можно уменьшить подоходный налог, таможенные пошлины.

Вторая цель использования офшора — хранение имущества. Если счет в банке открыть на свое имя, о принадлежащих вам ценностях могут узнать налоговые службы. А если счет открыть на офшор с номинальным владельцем, никто не узнает, что фактически это ваш счет. На офшор можно оформлять также недвижимость, акции и прочее.

Офшор, как правило, используют для обеих целей одновременно. Если вы только скрываете доходы, но при этом тратите значительные суммы, — рано или поздно налоговые службы заинтересуются, откуда у вас эти средства. При грамотном подходе к делу в глазах налоговых органов у вас не будет ни доходов, ни имущества. Если офшор оформлен на номинальных владельцев, фактических владельцев узнать почти невозможно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *