Гаджет доведет до статьи!

С тех пор, как в Уголовном кодексе России появилась статья о незаконном обороте специальных технических средств (СТС), в Хабаровском крае поймали нескольких трех «шпионов». И те оказались липовые. Как не попасть под уголовное преследование и не стать записным шпионом, разбирался корреспондент «Хабаровского экспресса».

Гаджет доведет до статьи!

Три уголовных дела по так называемым «шпионским штучкам» — пишущим шариковым ручкам, в которых скрыты видеокамеры и диктофоны, окончились для владельцев таковых относительно благополучно, во всяком случае никто не лишился свободы. И только последнее дело в Николаевском районном суде, для обвиняемого Олега Пряникова, который продавал китайский сувенир — портативный цифровой фотовидеорегистратор, закамуфлированный под авторучку, закончилось реальным сроком. Но там были обстоятельства, отягчающие наказание — ранее еще грабеж и кража. И вместо 1,2 года условно он получил 3 года 10 месяцев колонии строгого режима.

Проверочная закупка

А вот братьям Александру и Владиславу Андрусенко, которые в 2009 году по просьбе некоего Мирошника (так в документах суда) продали и установили в ТСЖ «Утес» Хабаровска срытую видеокамеру, за деятельное раскаяние в апелляционной инстанции Хабаровского краевого суда обвинительный приговор отменили с прекращением уголовного дела (№10-7/12).

Другое дело (№22-1285/12), участником которого оказался бывший сотрудник патрульно-постовой службы УВД Хабаровского края Иван Шкуратов, рассматривалось два года. В 2010 году он заказал в интернет-магазине китайские сувениры: шариковые ручки с видеокамерой. За них и получил условный срок — 1,6 года. А за время пересудов срок привлечения к уголовной ответственности истек, и дело осталось без назначения наказания. Сам подсудимый свою вину не признал. Как пояснил его адвокат Алексей Могилев, в вину подзащитному ставилось то, что он приобрел ручки без лицензии на производство и продажу специальных технических средств. Но он ведь их не производил и не продавал! А для любой просто покупки лицензия — не требуется.

Кстати, эксперт, который признал ручки-сувениры специальным техсредством (СТС), не указал, почему он пришел к такому убийственному выводу. Так на основании чего были сделаны заключения о том, что это — шпионские спецсредства? Суд этого не выяснил. Не знает этого до сих пор ни сам обвиняемый, ни его адвокат, ни суд…

В ходе всех этих судов выяснилось невероятное: при желании, по редкой для судопроизводства ст.138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных техсредств (СТС)», которая до конца 2011 года в Уголовном кодексе была прописана в части 3 ст.138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров или иных сообщений», можно было привлекать любого, кто заказал в Интернете даже обычный гаджет: часы с диктофоном или авторучку с видеокамерой.

Новые дела

Если верить судебной статистике, в России чуть ли не еженедельно ловят на скупке и продаже такого шпионского оборудования. Среди попавшихся с поличным — студенты, многодетные матери и даже пенсионеры, получившие от внуков необычные сувениры.

Да что там Россия! В соседнем Владивостоке за шпионский арсенал техсредств: ручек, пуговиц, электрических розеток, настольных и наручных электронно-механических часов, закамуфлированных под различные бытовые предметы и имеющие функции скрытой видео- и аудиозаписи, скоро будут судить 46-летнюю женщину. У нее все это нашли дома. Сообщение о продавщице-«шпионке» пришло в редакцию в конце недели. Дело уже передали в суд. Что будет дальше — неизвестно.

Теперь — самое интересное. Все силовые структуры, которые заводят уголовные дела на «шпионов», упорно молчат о том, что «шпионские дела» уже были предметом разбирательства Конституционного суда РФ, который вынес Постановление от 31 марта 2011 г., №3-П. Этот важный государственный орган разъяснил: «Возможность привлечения к уголовной ответственности за преступление по незаконному обороту специальных техсредств (СТС) исключается, если соответствующее деяние совершено по неосторожности». А любой умысел необходимо доказать.

Конституционный суд провозгласил: при привлечении лица к уголовной ответственности должен быть установлен не только сам факт производства, сбыта или приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, но и доказана противозаконность соответствующих действий и наличие умысла на их совершение. Конституционные судьи указывали всем нижестоящим судам: «Устройства, которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации…»

Из этого — главный вывод: причислять устройства к специальным техсредствам только по признаку закамуфлированности нельзя!

Кого ловят и судят?

Цены на «шпионские ручки» сопоставимы со стоимостью мобильных телефонов, на базе которых многие и сделаны. Но ведь телефон не считается техническим спецсредством, хотя мобильником можно и снимать и записывать разговоры, о чем собеседник может и не подозревать.

Многие документы разрабатывались, когда в функциях телефона были только звонки и разговоры. А ужесточение законодательства произошло из-за того, что теперь спецсредства используют для совершения тяжких преступлений, например, связанных с вымогательством или похищением человека. И законное право пользоваться СТС имеют только «субъекты оперативно-розыскной деятельности», то есть правоохранительные структуры и спецслужбы.

Кстати, и это не гарантирует, что здесь все будет законно. Последний случай такой прослушки закончился снятием с должности и домашним арестом большого чина — генерал-майора полиции, начальника УМВД по Сахалинской области Владислава Белоцерковского. До 2010 года генерал был начальником криминальной милиции Дальневосточного УВД на транспорте и служил в Хабаровске.

Как говорят эксперты, настоящие шпионские техсредства — это те, что обнаруживают с применением таких же шпионских техсредств. Разумеется, они не продаются в магазине с инструкцией по пользованию. И в руки простому обывателю попасть практически не могут. Тогда возникает вопрос: каких «шпионов» у нас ловят и судят?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *