Гребешок сидит в тени

Власти Приморского края приостановили выделение участков для развития морских огородов. Чиновники хотят «разобраться с криминалом», обложившим аквакультуру. Игроки рынка в целом поддерживают инициативу, но в создании сложной ситуации обвиняют самих госслужащих.

морской огород

Приморская марикультура обитает в теневом секторе экономики. По словам вице-губернатора Приморского края Сергея Сидоренко, в Приморье выделено 120 рыбопромысловых участков под аквакультурные хозяйства, но официально работает в лучшем случае половина. Другая половина либо промышляет «диким» уловом, либо наживается на субаренде участков. «Все эти обстоятельства стали причиной того, что в крае приостановлено оформление участков для аквакультурных хозяйств. До той поры, пока в этой сфере будет наведен хоть какой-то порядок», — заявил Сидоренко.

На протяжении последних лет на приморских побережьях работала группа энтузиастов, пытающихся что-то вырастить в марикультуре. Это отдельная драматическая история о непосильном труде, борьбе с бюрократами и мечте озолотиться на особо ценной продукции. Все было спокойно, пока количество труда на морских плантациях не стало перерастать в качество: появилась рентабельная продукция, пишет «Конкурент».

Янис Самарчев, директор ИП «Самарчев Я.С.»: «Наиболее востребованный продукт, который идет на экспорт, — это трепанг. Гребешок реализуется, в основном, на внутреннем рынке потому, что запад России предпочитает свежий продукт, а с Дальнего Востока свежий гребешок в Москву не привезешь. Страны АТР же имеют свои заводы по выращиванию этой продукции и в импорте не нуждаются».

«Гребешок хорошо востребован на внутреннем рынке, и потому нет нужды его экспортировать, — рассказал Игорь Мармалев, директор ООО «Норд-Ост». — Однако и это позволяет нам держаться. Что касается расценок, то у каждого предпринимателя они свои. В ценообразование входят и оборудование, и материалы, которые потрачены на выращивание и разведение, и стоимость часа работы водолаза, моревода и т.д. В общем, как и в любой сфере, задействованы многие факторы».

Однако перевод килограммов морепродукции в доллары интенсивно работает не только в головах мариводов, но и у браконьеров. «Браконьерская продукция на рынке дешевле, потому что им все достается практически даром: взял лодку, вышел в море, украл чужие ресурсы, продал», — подчеркнул Мармалев.

Геннадий Подкорытов, генеральный директор ООО «Жилсоцсервис»: «Сейчас под видом аквакультурной продукции, например гребешка, в рестораны и магазины поступает браконьерская продукция. Кроме того, на нашем рынке есть кубинский гребешок, сахалинский, который не выращивается, а вылавливается водолазами. Качество гребешка, который есть сегодня на приморском рынке, определить сложно, потому что он очень разный, и неизвестно, сколько раз он размораживался и замораживался перед тем, как попасть на стол».

Браконьерство процветает. Создаются организованные преступные группировки, причем вооруженные, которые грабят государственные ресурсы и ресурсы честных игроков. Более всего это распространено в Хасанском районе. «Пока государство не поможет нам и не расправится с этими бандитами, о дальнейшем успешном развитии аквакультуры просто не может идти и речи», — считает Подкорытов. — Когда на наших участках объявляются браконьеры, мы даже не знаем, к кому обратиться. Пограничники указывают пальцем на полицию, территориальная полиция заявляет, что у них нет катеров и т.д. У нас же нет таких полномочий, чтобы ловить этих преступников и как-то им противодействовать. Я писал несколько обращений к начальнику управления ФСБ по Приморскому краю, в краевую прокуратуру, в МВД и губернатору. Состоялись совещания, но, судя по всему, толку никакого, ведь совсем недавно, как только сошел лед, на мой участок пришли 4 браконьерские лодки… Я позвонил в береговую охрану, и там мне сказали: «А у нас еще катера на воду не спущены». В общем, непонятно, чем занимаются люди, которые должны следить за всем этим. Могу сказать, что аквакультура сегодня не поддерживается чиновниками, а наоборот, прессуется. Чтобы получить береговой участок под размещение береговой базы, нужно вложить немало денег. Но после этого траты не заканчиваются. Затем нужен проект освоения ресурсов, который стоит около 100 тыс. руб., затем нужно согласовать с Росрыболовством размещение береговой базы — это стоит примерно столько же. А где гарантия, что вложенные деньги окупятся при том, что настолько развито браконьерство?».

Чиновники правы, описывая ситуацию, которая сложилась сегодня в этой сфере, говорят игроки рынка. При этом подчеркивая, что власти сами в этом виноваты. Потому что в тех условиях, которые имеются в сфере аквакультуры, очень сложно что-то начать. «Мы обращались к чиновникам за морским участком и говорили, что сможем создать 50 рабочих мест. На что нам ответили: «Ваши 50 рабочих мест для экономики Приморского края никакого значения не имеют». С таким отношением многие предприниматели либо плюют на все, либо уходят в браконьеры. Сейчас вроде как власть поменялась, и за дело взялся Сидоренко. Человек он, насколько известно, грамотный. Может быть, что-нибудь изменится в лучшую сторону», — сказал на анонимных условиях один из мариводов.

Между тем в 2017 г. хозяйства марикультуры должны производить около 30 тыс. т товарной продукции. Однако в текущих условиях максимальный расчет предприниматели производят из объема в 5-7 тыс. т.

Игорь Мармалев: «Аквакультура у нас не развивается из-за финансовых проблем предпринимателей. Вроде как правительство пытается и субсидировать предприятия, и разрабатывает программы, но эти программы действуют по такому принципу: «Сначала истрать свои деньги, потом покажи результат, а потом тебе вернут часть потраченного в виде каких-то процентов по кредитам и т.п.». Но для того, чтобы все это сделать, надо сначала найти средства, причем немаленькие. Затем вложить их и несколько лет еще ждать нужного результата. То есть это не сиюминутный бизнес. А тут еще и браконьеры, которые в самый удобный момент могут прийти и все разворовать. Многие предприниматели просто не хотят с этим связываться».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *