Указы споткнулись на экономике

7 мая 2012 года после вступления в должность президента РФ Путин подписал ряд указов, определяющих основные направления развития государства в политической, социально-экономической, военной, научной, образовательной и других сферах.

Указы споткнулись на экономике

Увы, нынешнее состояние экономики даже близко не соответствует тому минимуму, который необходим для реализации майских указов. И правительство, в общем, не делает из этого особого секрета. А независимые экономисты прямо говорят, что выполнить указы без роста ВВП на 4-6% в год невозможно. В связи с этим эксперты предсказывают появление более реалистичной версии указов, пишет «Независимая Газета».

Президентские указы, подписанные Владимиром Путиным в мае 2012 года, содержат множество целевых показателей, которых необходимо достичь к 2018-2020 году. От роста зарплат в 1,5 раза и обеспечения доступным жильем 60% российских семей до создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличения доли инвестиций в ВВП страны до 27% и переоснащения армии на 70%. При этом увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП предписано к 2015 году. Увеличение производительности труда в 1,5 раза — к 2018 году.

В правительстве не раз отмечали, что одним из главных условий выполнения майских указов является устойчивый экономический рост. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев говорил о росте ВВП не ниже 5% в год, а советник президента Сергей Глазьев и вовсе считал, что необходимо 6-8%.

Однако, похоже, власти больше не тешат себя надеждами на ускорение экономического роста. По обновленному прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП составит 0,5-1,1%, а не 2,5%, как ожидалось. Каким образом при таких темпах будут выполняться указы президента, остается загадкой.

Сомнения в их реализации — не просто досужие домыслы журналистов. Такие же сомнения появились и у профессиональных экономистов. Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов уверен, что основные задачи, стоящие сейчас перед экономикой, в условиях замедления в принципе не могут быть решены. При этом остро встает вопрос о реализации заявленных обязательств, в том числе майских указов, отметил Белоусов.

Сейчас власти, видимо, решили взять паузу — по крайней мере о совещании Владимира Путина с членами правительства по выполнению президентских указов, анонсированном в середине апреля, до сих пор не слышно. Есть основания думать, что оно не состоялось — ни в открытом, ни в закрытом режиме. Большинство опрошенных экспертов полагает, что новая, облегченная версия майских указов может появиться в ближайшее время.

«Судя по настроению президента, майские указы будут исполнены, но, скорее всего, подвергнутся корректировке», — рассуждает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. По ее мнению, упор будет сделан на повышение заработных плат, социальных пособий и улучшение качества услуг ЖКХ. «По данным Минэкономразвития, расходы на потребление товаров и услуг повысились на 8,5%. А доходы населения выросли только на 5%. Так что повышение зарплат и пособий просто необходимо и остается первоочередной задачей в рамках исполнения майских указов», — говорит Кокорева.

Замалчиваться результаты выполнения майских указов не будут, полагает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. «Все факторы, препятствующие их реализации, налицо. Так что, скорее всего, программа будет скорректирована с учетом нынешних реалий», — объясняет он. Авакян также считает, что в первую очередь будут выполняться социально направленные пункты, такие как рост заработной платы бюджетников, пенсий, пособий.

Главный аналитик UFS IC Алексей Козлов уверен, что наравне с прямыми мерами, которые, вполне вероятно, коснутся и майских указов, будут активно применяться и косвенные меры по оптимизации бюджета — в том числе увеличение фискальной нагрузки, борьба с коррупцией, сокращение необоснованных расходов бюджета и т.д.

Аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин, в свою очередь, полагает, что власти будут пытаться выполнять майские указы любой ценой — в том числе ценой отмены бюджетного правила, несмотря на то что эта мера автоматически наложит на российскую экономику дополнительные бюджетные и инфляционные риски. «В частности, не исключено снижение цен на нефть из-за слабого мирового спроса. Весьма вероятен и разгон инфляции до 6-6,5% в России из-за не связанного с повышением производительности труда повышением зарплат бюджетникам. Впрочем, как мы видели на примере событий последних двух месяцев, политическая целесообразность решения сейчас превалирует над экономической», — отмечает Нигматуллин.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *