Правительство опять грозит иномаркам

Расходы Российской Федерации на саммиты, Олимпиады, присоединения исконных территорий, санкции Запада и общее неважное состояние экономики вынуждают правительство изыскивать дополнительные средства для пополнения бюджета. Как следует из недавно опубликованного проекта основных направлений налоговой политики РФ на 2015-2017 годы, Минфин планирует повысить к 2017 году ставки акцизных сборов на легковые автомобили и мотоциклы на 26,5% к уровню 2014 года.

иномарки

Напомним, что для автомобилей мощностью от 90 до150 л. с. сейчас акциз составляет 34 руб. за 1 л. с. В 2015 году его планируется увеличить до 37 руб., в 2016 году — до 41 руб., а в 2017 году — до 43 руб. Автомобили мощностью свыше 150 л. с. сейчас облагаются акцизом 332 руб. за 1 л. с. В 2015 году его планируется повысить до 365 руб., в 2016 году — до 402 руб., а в 2017 году — до 420 руб. Автомобили и мотоциклы, мощность которых не превышает 90 л. с., акцизом не облагаются. Акциз уплачивает производитель или дилер автомобиля в России, его сумма входит в конечную стоимость машины. Кроме того, акциз взимает таможня при импорте автотранспортных средств, в том числе и из Японии, столь актуальной у приморцев, пишет «Золотой Рог».

Таможня просто так «добро» не дает

Дальневосточное таможенное управление по мере своих возможностей также принимает участие в пополнении государственного бюджета. В прошлом году, например, владивостокским таможенникам удалось перечислить в казну 100 миллиардов рублей, собранных с участников внешнеэкономической деятельности. Могли бы перечислить и больше, если бы часть автоимпортеров не считала своим долгом сэкономить на таможенных платежах.

«В 1 квартале 2014 года отдел таможенного контроля Владивостокской таможни провел 36 таможенных проверок после выпуска товара, — сообщила «Золотому Рогу» пресс-секретарь Владивостокской таможни Виктория Шамаева. — По результатам проведенных мероприятий доначислено около 22 миллионов рублей, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях. Как и в прошлом году, значительная часть проверок проведена в отношении фирм, оформлявших автотранспортные средства. Как оказалось, нарушители не только используют «традиционную» схему по «омоложению» автомобилей, но и манипулируют теперь мощностью этих подакцизных товаров», — отметила представитель таможни.

Как упоминалось выше, акциз на автомобили с моторами мощностью свыше 150 л. с. составляет 332 рубля за единицу мощности. Занижая реальную мощность, автоимпортеры платят акциз по более низкой ставке. Согласно данным Владивостокской таможни, в первом квартале 2014 года недостоверные сведения о мощности двигателей были поданы на 58 автомобилей, что влияло на уплату акциза, который в соответствии со ст. 185 НК России должен уплачиваться в полном объеме.

«В числе нарушителей особенно «отличился» один участник ВЭД, который в результате занижения мощности двигателей оформляемых иномарок ухитрился недоплатить государству за 36 автомобилей более 2,6 миллионов рублей», — добавила Виктория Шамаева.

Обратная подача

Кропотливая работа таможенных органов по наполнению государственного бюджета вызывает подлинное уважение, однако при этом возникает резонный вопрос: каким образом недостоверные сведения, поданные автоимпортером, проходят первичный контроль еще на этапе подачи таможенной декларации? Получается, инспектор, принимающий документы, никак не проверяет соответствие заявленных параметров техническим данным реального автомобиля?

В ДВТУ считают, что всему виной сжатые сроки проведения таможенных операций, предусмотренные законодательством, которые не позволяют досконально проанализировать предоставляемые в таможню документы. Поэтому выявить мошеннические схемы, с помощью которых коммерсанты уходят от платежей, удается лишь на этапе постконтроля.

«В отношении некоторых пересекавших границу автомобилей Subaru, например, таможня направляла запрос к официальному дистрибьютору, который подтвердил, что заявленная мощность оформленных автомобилей составляет не менее 150 л. с., как указано в поданной декларации, а более 150 л.с.», — объяснила Виктория Шамаева.

Сами автоимпортеры говорят о том, что данные об автомобилях и мотоциклах, которые представляются в таможню, они берут в Интернете, и любой инспектор с легкостью может проверить их тут же, не вставая с рабочего места.

«У таможни сегодня есть все инструменты для проверки сведений, представляемых декларантами. Это десять лет назад они могли ссылаться на отсутствие данных по японским автомобилям и вписывать в ПТС что попало, — считает автовладелец Юрий Лазовский. — У меня в те годы была HondaCivic с записью в ПТС мощности двигателя 130 л. с. и реальным мотором мощностью 90 л. с. Запись внесли как для самой навороченной комплектации Civic, а на самом деле машина была «овощной», с дефорсированным двигателем. У родственника в деревне до сих пор бегает SuzukiAlto с мотором в 55 л. с., а записано 64 л. с. Но такие случаи таможню, разумеется, не волнуют, ведь здесь ошибка в пользу государства. А когда наоборот – тут конечно, весь госаппарат поднимают на уши. Хотя у таможенников сейчас есть под рукой и каталоги, и Интернет, и множество других источников информации».

Двойной стандарт

Действительно, еще в 2005 году, при введении в действие первого так называемого «мини-каталога» по расчету стоимости японских машин, собиравшиеся на брифинг в редакции «Золотого Рога» представители таможни, автобизнеса и депутатского корпуса демонстрировали книгу Japanese Motor Vehicle Guidebook, представленную в качестве информационной базы данных об автопроме Страны восходящего солнца. Японская автомобильная ассоциация JAMA выпускает эти каталоги ежегодно, и в них содержатся сведения о всех японских моделях, выпускаемых на внутреннем рынке. Указаны все параметры: объем и мощность двигателя, вес и колесная база, расход топлива, тип привода и прочее.

Тем не менее даже спустя 9 лет у автовладельцев остается возможность обнаружить в своем ПТС недостоверные данные о собственном автомобиле. Иногда эти данные оказываются в пользу автовладельца, а иногда – в пользу государства. В первом случае, как мы видим, государственные службы проводят операции быстрого реагирования и исправляют ошибки, однако, если мощность двигателя в ПТС завышена и автовладелец платит соответствующий транспортный налог, никому до этого дела нет. Кроме, разумеется, самого хозяина авто, который, к слову, может и не знать об ошибке, если не является технически подкованным специалистом.

Впрочем, автовладелец со своей стороны тоже может исправить запись в ПТС, обратившись с заявлением в ГИБДД и представив акт экспертного заключения. Правда, в отличие от таможни, которая проводит экспертизы за счет государства, частному лицу потребуется выложить деньги из своего кармана. Стоимость экспертного заключения от торгово-промышленной палаты, к примеру, по вопросу мощности автомобиля составляет в среднем 1000 рублей за машину.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *