Политический мусор

Уже даже как-то неловко в очередной раз приводить старую истину — насчет того, что история повторяется дважды: сначала как трагедия, потом — как фарс. Те, кому за 30, не могут не помнить «мусорных войн» эпохи Виктора Черепкова. Тогда в силу ряда причин, подробное напоминание о которых сейчас заняло бы слишком много времени, полностью рухнуло взаимодействие между мэрией и компаниями-золотарями, в результате чего город погрузился в мусор.

На экологическом дне

С тех пор, к счастью, подобного удавалось избегать, если, конечно, не считать мусором снег, с которым (точнее сказать, с последствиями которого) ни одна администрация справиться не может, за исключением последней зимы, когда снега не было вообще.

Однако надвигающаяся ситуация, похоже, «порадует» нас именно фарсом. В минувший понедельник во Владивостоке прошло совещание руководителей ведущих управляющих компаний (УК) города и компаний, занимающихся вывозом мусора. Вторым поводом для сбора стало желание познакомиться с опытом коллег — на встречу приехал руководитель ассоциации хабаровских УК Борис Гладких. Но главной причиной для экстренного сбора стало обсуждение вероятности надвигающейся экологической катастрофы. Как и у всякой катастрофы (благими намерениями выстлана дорога в ад), ее приводные ремни были более чем благообразны.

В преддверии саммита АТЭС наконец-то нашлись деньги на ликвидацию позорнейшей горностаевской свалки, вместо которой в соседнем распадке построили современное предприятие по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Компания, выступившая на стройке в роли подрядчика — «Владстройсервис», стала и эксплуатантом объекта. А поскольку, в отличие от прежней свалки, куда мусор просто вывозился, здесь речь именно о переработке и экологической защите, то немедленно всплыл и вопрос о цене удовольствия. Коль скоро данный переработчик мусора является для Владивостока монополистом, то сам он лишен права устанавливать цену на свои услуги: на основе его расчетов (которые проверяются и подвергаются экспертизе) цену устанавливает департамент по тарифам краевой администрации. Что последний и сделал. Его постановление о новой цене вступает в силу через три дня, не смейтесь — 1 апреля. И результатом этого постановления становится увеличение тарифа в три с половиной раза: с двадцати с небольшим рублей за кубометр ТБО до 81 рубля.

Именно столько должны начиная с воскресенья платить за каждый привезенный куб компании, занимающиеся вывозом мусора. Кому, в свою очередь, выставят счета эти компании? Правильно, «управляйкам». А с кого собирают деньги «управляйки»? Еще более правильно: с нас с вами. И это означает, что теперь именно мы должны больше платить за предоставляемую нам услугу по регулярной очистке наших мусоропроводов и замене мусорных баков. Новость неприятная, как любое повышение цены, но, по большому счету, вполне адекватная: в современном мегаполисе за экологию, пусть и опосредованно, приходится платить. Нам же — вернемся выше — нравится, что вонючей горностаевской свалки больше не существует?

Но у каждой медали две стороны, и обратная куда хуже укладывается в логические построения. Обычного, живущего в своей крепости-квартире горожанина трудно на пальцах убедить, почему за ту же, казалось бы, услугу он должен теперь платить существенно больше. И как резонно рассудили собравшиеся представители УК Владивостока, в первую очередь разъяснять, дойдя буквально до каждого, должна городская администрация. Особенно если учитывать два факта. Во-первых, многие дома в городе, не выбравшие способ управления, автоматически — по агентским договорам, которые мэрия (именно мэрия!!!) заключает с УК, — отошли к «управляйкам». Во-вторых, в городе очень трудно найти хотя бы несколько домов, в которых городу не принадлежало бы хотя бы несколько муниципальных квартир. А значит, именно мэрия, как равный совладелец, может инициировать собрание жильцов с последующим разъяснением ситуации. Закавыка тут в том, что «управляйки» такого права лишены, а пересмотр стоимости услуги возможен только после одобрения новой цены собственниками.

Однако администрация Владивостока от этой работы всячески уклоняется. На момент написания этих строк нет постановления о повышении цены на вывоз мусора по «агентским» домам; не видно и никакой работы по разъяснению жителям возникшей необходимости повышения цены. Да и на собрание «управляек» представители мэрии не пришли.

— Я неоднократно обращался и письменно, и устно и к главе администрации Пушкареву, и к его заместителям, курирующим данное направление, однако никакого ответа не получил, — говорит генеральный директор ООО «Даль-Эко», которое занимается вывозом ТБО, Алексей Животовский. — Остаются считанные дни, однако я плохо представляю себе, что будет происходить во Владивостоке уже на следующей неделе. Такого же мнения придерживаются и руководитель УК Первореченского района Виктор Брожко и его коллега из Первомайки Петр Косенко. При этом собравшиеся дружно сошлись в том, что во Владивостоке подобные ситуации чрезвычайно политизированы: власть очень боится раздражать потенциальный электорат. Не была произнесена вслух, но явственно ощущалась в воздухе нехитрая мысль: через год состоятся выборы мэра, и сейчас любой вопрос повышения цены, инициированный градоначальником, а по-другому, к очевидному сожалению Пушкарева, здесь не получится, рассматривается исключительно под этим углом.

Зато вслух и внятно произнесено было другое: во Владивостоке по своим статьям в жировках «управляйки» собирают с населения 24 рубля за квадратный метр (это — максимум, в зависимости от типа дома цена бывает и ниже), а в соседнем Хабаровске эта сумма составляет 40 рублей. И собираемых денег, по словам руководителей владивостокских УК, катастрофически не хватает на поддержание опекаемых домов в нормальном состоянии (оставим за скобками тех, кому повезло или, наоборот, не повезло жить на гостевом маршруте). Здесь тоже речь о неизбежном повышении цены, инициировать которое должна власть.

И если даже Путин не рискнул повышать стоимость коммуналки зимой, в преддверии мартовских выборов, а перенес этот вопрос на лето, то рискнет ли Пушкарев, под которым и без того начинает тлеть кресло?

Ввиду того, что городская власть проигнорировала собрания, руководители «управляек» пригласили депутата краевого Законодательного собрания Викторию Николаеву. Последняя, выразив сожаление о том, что городская власть уклоняется от решения насущных проблем, пообещала вынести вопрос на обсуждение профильного комитета ЗС.

Трудно сказать, поможет это или нет, — права муниципального самоуправления никто не отменял. Но и крайне малопривлекательной выглядит перспектива оказаться, начиная со следующей недели в мусорном городе…

Есть, правда, у этой проблемы и еще один ракурс. Он связан с крайней закрытостью «управляек». Идет ли это от их неопытности в придании своей деятельности публичного характера или связано с некими другими причинами, но многие горожане — вполне объяснимо — относятся к УК, оседлавшим крупные финансовые потоки, с высокой долей недоверия. Если бы жильцы каждого дома могли отслеживать движение денег на их субсчете и контролировать трату каждой копейки, такая прозрачность, или, как сейчас модно говорить, транспарентность, явно сыграла бы на руку в выстраивании доверительных отношений. Однако мы имеем то, что имеем. И потому из ситуации с вынужденным повышением цен выкручиваться непросто будет всем — и мэрии, и «управляйкам».

Источник: «Новая Газета», Андрей Островский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *