Налоговые запросы правительства

Правительство определило, какие налоговые новации планируется принять в ближайшей перспективе. Бизнес получит больше стимулирующих новаций, а граждане — фискальных. Правда, 13-процентный налог на доходы физических лиц обещано не трогать. Зато вместо двух нынешних налогов — на имущество и землю — запланировано введение единого налога на недвижимое имущество, который будет в разы больше.

Налоговые запросы правительства

Запланировано и увеличение акцизов на табак, причем в таком размере, что цены на сигареты уже к 2016 году могут приблизиться к европейскому уровню, что вполне соответствует объявленной борьбе с курением. Представленные планы в целом продемонстрировали, что Россия идет по пути развитых стран — для стимулирования экономического роста снижать налоговую нагрузку на бизнес, при этом постепенно увеличивая налоговую нагрузку на граждан, сообщают «Московские новости».

«Больше перьев, меньше писка»

Больше всего внимания вызывают планы относительно налога на недвижимое имущество. Что неудивительно, поскольку это касается большей части населения. Напомним, сейчас налог на имущество (дома, квартиры) рассчитывается от так называемой инвентаризационной стоимости объекта по нормативам еще советских времен. Поэтому граждане, особенно те, которые живут в старых домах, этот налог почти не замечают — за квартиру средней площади платили не больше 200-300 руб. в год.

Теперь же налог будет рассчитываться от ее кадастровой стоимости, которая ближе к рыночной и, соответственно, гораздо выше. Правда, 20 метров любой квартиры на каждого собственника от налога освобождаются. Что, по мнению главы ФНС Михаила Мишустина, существенно облегчит жизнь владельцев обычных недорогих квартир.

Ставки остаются фактически такими же, как сейчас, — 0,1% за квартиру или дом, 0,5% — за иные здания, 0,3% — за земельные участки сельхозназначения, дачные или для личного подсобного хозяйства. Правда, все это теперь касается недвижимого имущества стоимостью до 300 млн руб. Для еще более дорогих объектов ставки будут увеличены в пять раз. Здесь реализуется тот же подход, что и во внесенном в Думу законопроекте о налоге на дорогие автомобили.

С прошлого года от кадастровой стоимости начали рассчитывать в некоторых регионах земельный налог, что привело к его росту, например, в Московской области, примерно в десять раз. Налоговики уже примерно представляют, сколько придется платить в год владельцам недвижимого имущества. На «круглом столе» в РИА Новости начальник управления имущественных налогов ФНС России Мария Толмачева сообщила, что в Москве собственник однокомнатной 50-метровой квартиры будет платить примерно 5-5,5 тыс. руб. в год. В других регионах — чуть больше тысячи рублей.

В Москве налог может быть введен уже с 2014 года. Что касается других регионов, то министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства заверил, что налог будет вводиться постепенно, «прежде всего в тех регионах, которые готовы к этому».

Тем не менее, Экспертный совет при правительстве в преддверии заседания кабинета призвал Минфин семь раз отмерить прежде, чем вводить этот налог. Например, глава РСПП Александр Шохин предостерег: «Надо вообще посмотреть, насколько идеология единого налога упрощает ситуацию и продвигает нас вперед. Включая оспаривание кадастровой оценки в суде. Не думаю, что гражданам удастся легко оспаривать эти оценки, когда власти в условиях нехватки средств будут ее завышать».

— Вводить налог надо с тщательной проработкой, потому что, как говорится, гуся надо ощипывать так, чтобы было больше перьев и меньше писка. Представьте бабушку, у которой дом с землей в деревне Барвиха стоит миллион долларов. Крика будет полно. Надо, чтобы никто не пострадал из защищаемой категории граждан, — заявил член Экспертного совета Александр Починок.

«Пыльным мешком по голове»

Вторая существенная для граждан новость — планы по повышению акцизов на табак и бензин. По бензину планируется небольшое повышение. Минфин уверяет, что непосредственно на ценах для потребителей это не скажется. Однако остается проблема с дорожными фондами, куда идут эти акцизы, — на строительство запланированных дорог там пока все равно не хватает 64 млрд рублей.

А вот повышение акцизов на табак может напрямую ударить по курильщикам и в целом семейным бюджетам этой категории граждан — повышение цен на сигареты вряд ли заставит курящих массово отказаться от этой привычки. Планы у Минфина смелые: в 2016 году повысить акцизы на табак на 28%. В «Основных направлениях» сказано, что это необходимо для исполнения обязательств конвенции Всемирной организации здравоохранения по противодействию потребления табака. Акцизы должны быть на уровне европейских — около 3 тыс. руб. за 1 тыс. штук (сейчас акцизы 500 руб. плюс 8% от стоимости продукции). В этом случае пачка сигарет «наиболее продаваемого бренда» будет стоить 60 руб. Иными словами, сигареты подорожают через три года в полтора-два раза. Правда, в документе упоминается и о возможности более медленного увеличения акцизов — до 1600 руб. за 1 тыс. штук с 2016 года.

Но глава Минздрава Вероника Скворцова на заседании правительства потребовала соблюдать требования конвенции. Что не поддержал глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Он напомнил о разнице зарплат в Европе и России: «Когда мы пытаемся приблизиться к европейским нормам — это хорошо, но давайте параллельно приближаться к европейским нормам по оплате труда и к тому, что фонд оплаты труда в валовом внутреннем продукте доходит в этих странах до 50-60%, а не 23% как в России».

Члены Экспертного совета также посоветовали Минфину отказаться от резкого повышения акцизов на табак. «Оздоровление населения пойдет как пыльным мешком по голове, особенно учитывая все запретительные жесткие меры в законе о вреде табакокурения», — считает Александр Шохин. К тому же, по его мнению, сокращение числа индивидуальных предпринимателей — результат не только двукратного повышения для них страховых взносов: «Другая причина — это пиво и табак (введенный запрет на продажу в киосках. — «МН»). У нас киоски розничной торговли исчезают как класс. Так что если мы еще добавим акцизов, то совсем можем добить весь этот бизнес».

Как менялась доля различных налогов и платежей в страховые фонды в консолидированном бюджете РФ и внебюджетных фондах в 2006-2012гг

Не наступить на грабли

Минфин, конечно, вряд ли горит желанием добить малый бизнес, но и отношение к нему, судя по «Основным направлениям», сложное. Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, которые были повышены в прошлом году вдвое (что сократило за полгода число официально зарегистрированных индивидуалов на 426 тыс.), все-таки решено снизить. А вот вопрос с продлением льгот по этим взносам для малых предприятий, которые работают в производственной и IT-сфере, пока окончательно не решен.

Напомним, что действие этой льготы для них заканчивается в этом году (вместо 30% они платят 20%). Минфин считает, что продлевать ее не надо, что и отражено в «Основных направлениях». «Если мы дадим кому-то поблажку, то все остальные придут и скажут: а мы чем хуже. Каждый должен себе формировать базу пенсионных начислений и никто не должен платить за другого. За тех, кто имеет льготы, кто-то же платит», — объяснял Антон Силуанов на совещании Экспертного совета.

Против этой позиции Минфина выступает не только Экспертный совет, но и Минэкономразвития. Главе Минфина тогда же возразил замглавы МЭР Сергей Беляков: «Мы один раз на грабли уже наступили, все риски, которые описывались экспертами, сбылись. Когда для малых IT-предприятий были установлены единые ставки, мы уже получили перерегистрацию всех компаний из российской юрисдикции в юрисдикцию соседних стран. А от льгот сразу положительный эффект был». А на заседании правительства другой замглавы МЭР Олег Соколов прямо потребовал льготу малым предприятиям продлить. Чья точка зрения победит, будет ясно через две недели — столько времени дал премьер Дмитрий Медведев на доработку «Основных направлений».

Стимулы для инвесторов

«Основные направления» посвящены не только фискальным, но и в большей части стимулирующим мерам. Сейчас доходы от продажи недвижимости, находившейся в собственности более трех лет, а также доходы по депозитам, освобождены от НДФЛ. Теперь планируется отменить налогообложение прибыли от операций с ценными бумагами на сумму не более 3 млн руб. в год (если бумагами владеют не менее трех лет). Тем самым, считают в Минфине, появляется стимул к развитию финансового рынка.

Кроме того, Минфин предлагает создать и новый инструмент вложения денег физлиц на фондовый рынок — индивидуальные инвестиционные счета, куда можно будет отправлять до 400 тыс. руб. ежегодно. Для этих денег также будут введены налоговые льготы. Эти брокерские счета должны будут открываться на срок не менее 5 лет.

Немало стимулов предлагается и для бизнеса. Так, обширные налоговые льготы с 2014 года получат инвесторы, вложившие более 150 млн руб. на три года или 500 млн руб. на пять лет в создание новых производств на Дальнем Востоке, Забайкальском крае и Иркутской области. Они смогут десять лет не платить федеральную часть налога на прибыль. Льготы по своей доле налога на прибыль смогут давать и регионы.

Планируется ввести льготы и для нефтянки. Для компаний, добывающих нефть на континентальном шельфе, будет учитываться сложность проекта. Можно будет получить освобождение от НДС, налога на имущество, от экспортных пошлин. Для стимулирования разработки трудноизвлекаемых нефтяных запасов будут представляться льготы по НДПИ.

Кто «за», кто «против»

В отличие от фискальной части «Основных направлений» стимулирующие новеллы Экспертному совету понравились. Но в его заключении были предложены и новые меры. Например, для той же нефтянки — заменить НДПИ и экспортные пошлины новым и, как объясняют эксперты, более эффективным в условиях удорожания добычи нефти («легкие» месторождения исчерпаны) налогом на дополнительный доход.

Или, например, вернуть предпринимателям инвестиционную льготу. Это предложение поддерживает и МЭР. «Инвестльготу надо возвращать, потому что денег на инвестиции у частных компаний, по сути, нет. Это не ноу-хау РФ. Есть несколько стран, где помимо серьезных мер амортизационной политики есть и такая льгота. Это и Бельгия, и ЮАР. А где-то выделяют отдельные отрасли, для которых такая льгота действует. Так что тут можно быть смелее», — заявил на совещании Экспертного совета Сергей Беляков. Но Минфин эти предложения пока не принял.

«У нас когда-то ставка налога на прибыль была 36%. Мы ставку понизили, а эту льготу исключили. Но включили целый ряд других стимулирующих мер, таких как ускоренная амортизация. Надо проанализировать, что лучше стимулирует инвестирование. Мы готовы обсуждать», — ответил министр финансов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *