Сети операторов-нарушителей собираются отключать в административном порядке

Минкомсвязи продолжает либерализацию отраслевого регулирования с его одновременным ужесточением. Помимо многократного увеличения штрафов, взимаемых с операторов за различные нарушения, министерство предложило правительству приостанавливать деятельность связистов-нарушителей на срок до 90 суток.

минкомсвязь

Эту норму предлагается ввести одновременно с переходом на уведомительный порядок введения в строй сетей связи и начала предоставления услуг. Однако не все ведомства и специалисты согласны с такой идеей, хотя Минкомсвязи уже второй раз представляет проект изменений в законодательство правительству РФ, соообщает «Маркер».

Минкомсвязи направило в правительство РФ проект закона о внесении изменений в некоторые акты, регулирующие деятельность в области связи. В этом документе содержатся предложения о новых наказаниях для операторов связи, допустивших те или иные нарушения.

Минкомсвязи уже около года пытается согласовать свои предложения с другими заинтересованными ведомствами. Однако в новом варианте законопроекта, полученном правительством, остался не согласованным один из новых видов санкций. Предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) положение, что к юридическим лицам, работающим в сфере связи, может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое наказание, по замыслу министерства, должно налагаться за то, что оператор не соблюдал установленные нормы и правила, регулирующие порядок ввода сетей связи или их фрагментов в эксплуатацию, правила эксплуатации сетей и правила предоставления услуг связи. Перечень весьма широк, и в практике российской отрасли связи такое наказание вводится впервые. До настоящего времени деятельность оператора могла быть прекращена только путем приостановки или отзыва его лицензии в строго определенных случаях, касающихся нарушения лицензионных условий.

Помимо юридических лиц предполагается приостанавливать деятельность предпринимателей без образования юридического лица за те же нарушения, а также предпринимателей всех видов за нарушения при уведомлении контрольных органов о начале предоставления услуг связи, не требующих лицензирования.

Минкомсвязи в обоснование своей позиции приводит ряд аргументов. В частности, министерство указывает на то, что необходимо вносить изменения в КоАП для существенного повышения ответственности операторов связи в условиях предполагаемого уменьшения регулирующего воздействия на телекоммуникационую сферу.

В частности, переход на уведомительный порядок введения в строй сетей связи и их фрагментов, а также на уведомительный порядок начала предоставления услуг являются законодательной новацией. Следовательно, ответственность за нарушения в этой сфере тоже требует нормативных новшеств, в данном случае, расширения поля применения наказания в виде приостановления деятельности и на область связи.

Такое нововведение, полагают в Минкомсвязи, необходимо и потому, что существующий механизм приостановления действия лицензий не эффективен: операторы связи зачастую продолжают предоставлять услуги связи, лицензия на которые у них приостановлена. Поэтому совсем злостным нарушителям предлагается назначать штрафы в виде процента от их оборота до максимального значения 5 млн рублей и применять к ним административное приостановление деятельности.

Однако к предложениям Минкомсвязи нет единодушного отношения. Так, Федеральная служба охраны (ФСО) отказалась согласовывать законопроект в части возможности приостановки деятельности операторов. ФСО полагает, что здесь нужно сделать оговорку: административное приостановление деятельности не распространяется на операторов, оказывающих услуги связи специального назначения. По мнению силовиков, в случаях нарушений со стороны таких операторов нужно применять другие меры, например штрафы. Тем более что тот же закон «О связи» запрещает прекращение услуг связи при исполнении госконтракта для нужд органов государственной власти.

Минкомсвязи, в свою очередь, считает, что КоАП предполагает равенство всех нарушителей перед законом. Поэтому любые юридические лица подлежат равной административной ответственности независимо от их организационно-правовых форм, подчиненности и других обстоятельств. Виновные могут быть освобождены от ответственности, только если они прекратили нарушение. Поэтому министерство не согласно делать послабления в виде освобождения от выключения сетей тем нарушителям, которые выполняют госконтракты.

Но с предлагаемыми изменениями КоАПа не согласны и эксперты. Например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ дал отрицательное заключение на законопроект Минкомсвязи. В частности, юристы считают, что введение нормы об административном приостановлении деятельности операторов требует изменения не только указанных в законопроекте статей КоАПа, но и других его положений, определяющих, в частности, полномочия судей по наложению этого взыскания. Дело в том, что действующая редакция КоАПа говорит о том, что административное приостановление деятельности назначается судом, за исключением некоторых особых случаев. Но в том же КоАПе приведен строго ограниченный перечень оснований, по которым может судьи могут назначать подобное наказание, и нарушений в области связи среди этих оснований нет.

Операторы связи тем более не рады предлагаемому новшеству.

В комментарии пресс-службы «МегаФона» говорится, что предлагаемая санкция в виде приостановки деятельности избыточна и ее применение несопоставимо с характером нарушений. Специалисты «МегаФона» указывают на то, что сейчас такой вид ответственности может применяться только в случае угрозы жизни или здоровью людей и в иных случаях, когда правонарушение создает большую общественную опасность. Перечисленные же в законопроекте обстоятельства в виде нарушения ввода и эксплуатации сетей связи должны быть конкретизированы и из оснований для такого наказания должны быть исключены нарушения правил оказания услуг связи, так как такие нарушения непропорциональны предлагаемой санкции в виде административного приостановления деятельности.

— Считаем, что данный вид ответственности может применяться исключительно в судебном порядке, — говорят в «МегаФоне».

В свою очередь, в МТС считают, что поправки в ст. 13.7 КоАПа, расширяющие перечень санкций за нарушения порядка ввода в эксплуатацию и эксплуатации сетей и сооружений связи, а также правил оказания услуг связи, являются избыточными, так как явно несоразмерны тем последствиям, которые могут возникнуть в результате выявленных нарушений, и обсуждаемый порядок ввода в эксплуатацию сетей может негативно сказаться на сроках запуска новых технологий в России.

В «ВымпелКоме» («Билайн») говорят, что приостановление деятельности по оказанию услуг равнозначно приостановлению действия лицензии. В разделе лицензирования закона «О связи» была и остается норма приостановления лицензии за определенные нарушения. Дублирование же данной санкции — это установление нового административного барьера.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *