Социальное страхование: новое в 2015

Федеральный закон от 28.06.2014 № 188 ФЗ вступил в силу с 1 января 2015 года. Он вносит изменения в целый ряд законодательных актов, регулирующих вопросы обязательного социального страхования: федеральные законы № 27 ФЗ, 125 ФЗ, 167 ФЗ, 212 ФЗ и 255 ФЗ.

ФСС РФ

Многие изменения, внесенные Федеральным законом № 188 ФЗ, призваны урегулировать спорные моменты, обусловленные возможностью двойственного толкования норм и пробелами в законодательстве. Отдельные новшества упрощают работу плательщиков страховых взносов, однако большинство, к сожалению, принято не в пользу страхователей.

Расширен перечень страхователей, обязанных подавать отчетность в электронной форме

Ранее на основании абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27 ФЗ и ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 212 ФЗ страхователи, у которых трудится менее 50 застрахованных лиц, подавали сведения о них одним из следующих способов по собственному выбору: в виде документов в письменной форме или в электронной форме при наличии гарантий достоверности документа и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

С 01.01.2015 этот порог снижен и составляет 25 человек. Другими словами, представить сведения на 25 и более работников страхователь обязан в форме электронного документа, подписанного электронной подписью! Порядок электронного обмена документами между страхователями и территориальными отделениями ПФР определен Распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования».

Уточнены формулировки о пониженных тарифах…

…для аптек на ЕНВД

Чиновники не смогли смириться с тем, что все арбитражные суды (в том числе на уровне ВАС) признавали позицию плательщиков правомерной и разрешали применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат всем сотрудникам аптеки, включая тех, кто не имеет фармацевтического образования и сертификата специалиста. Ведь в силу п. 33 и 35 ст. 4 Федерального закона № 61 ФЗ, п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ, п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности льгота по уплате взносов предоставлена аптеке как организации, а не отдельным ее сотрудникам.

«Все равно будет по нашему!» — сказали чиновники и внесли поправки в п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ и пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона № 167 ФЗ. Таким образом, с 01.01.2015 пониженные тарифы страховых взносов применяются аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающими ЕНВД, только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

На суммы выплат остальным сотрудникам (если отсутствуют иные основания для применения пониженных тарифов) придется начислять взносы по общему тарифу — 34% (26% в ПФР, 2,9% в ФСС, 5,1% в ФФОМС) (п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 212 ФЗ).

…для аптек на ПСН

Таким же пониженным тарифом, как и аптеки, применяющие ЕНВД (20% в ПФР), пользуются аптеки на ПСН. Формулировки п. 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ и пп. 14 п. 4 ст. 33 Федерального закона № 167 ФЗ также не имели единого прочтения среди налогоплательщиков, экспертов и чиновников.

С 01.01.2015 эти положения изложены в следующей редакции: пониженные тарифы страховых взносов действуют для применяющих ПСН индивидуальных предпринимателей (за исключением тех, кто осуществляет указанные в пп. 19, 45 — 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ виды деятельности) в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте.

Облагаемых взносами выплат стало больше

В силу новой редакции пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125 ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212 ФЗ страховыми взносами не облагаются все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, за исключением:

  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Последние два положения внесены Федеральным законом № 188 ФЗ. До 01.01.2015 эти выплаты в полном объеме не облагались страховыми взносами.

Неподтвержденные расходы по найму жилья в командировке облагаются взносами

Из части 2 ст. 9 Федерального закона № 212 ФЗ исключено предложение, согласно которому при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных законодательством РФ.

Напомним, что такие нормы утверждены только для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729). Многие коммерческие организации, руководствуясь Письмом Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 № 1343 19, освобождали данные расходы от обложения страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С 01.01.2015 стоимость найма жилья, которую командированный работник документально не подтвердил, облагается взносами в полном размере.

Утвержден порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов

Те страхователи, которые пробовали получить в своем территориальном отделении фонда отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, знают, что это дело — труба. Зачастую на подобные запросы страховщики отвечают отказом, мотивируя его тем, что действующими нормативно-правовыми актами механизм реализации права плательщика страховых взносов на получение отсрочки (рассрочки) не утвержден. Отметим, что правомерность такого подхода была подтверждена Президиумом ВАС в Постановлении от 16.04.2013 № 16929/12 по делу № А74-1369/2012.

В пункте 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 212 ФЗ сказано, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. То есть ни органы исполнительной власти, ни ПФР не вправе определять порядок и основания предоставления такой отсрочки (рассрочки). Проведение аналогии с положениями гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» НК РФ в данном случае также неправомерно.

С учетом того, что ни Федеральный закон № 212 ФЗ, ни иные федеральные законы не содержали норм, преду¬сматривающих указанный механизм, у фонда отсутствовали основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Пробел в законодательном регулировании теперь заполнен. В Федеральный закон № 212 ФЗ внесены ст. 18.1 — 18.5, устанавливающие:

  • общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки);
  • органы, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки);
  • порядок предоставления отсрочки (рассрочки);
  • прекращение действия отсрочки (рассрочки).

Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов

Ранее в 21 ст. 26 Федерального закона № 212 ФЗ был предусмотрен запрет на зачет страховых взносов, излишне уплаченных в бюджет одного государственного внебюджетного фонда, в счет предстоящих платежей, погашения недоимки по страховым взносам или задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого фонда.

С 2015 года такой зачет возможен, но при условии, что администратором взносов по зачитываемым видам страхования является один и тот же орган контроля. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 212 ФЗ ПФР контролирует уплату взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, что даст возможность зачитывать эти взносы. Зачесть между собой взносы в ФСС и ПФР, а также в ФСС и ФФОМС не получится.

Кроме того, плательщик может подавать заявление о зачете как в письменной форме, так и в форме электронного документа.

Уточнены правила приема электронных документов

Пункт 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212 ФЗ изложен в новой редакции: плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, предусмотренных этим законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.

Указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов, которые уполномоченные на подписание таких документов лица подписали усиленной квалифицированной электронной подписью, и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В пункте 10 ч. 3 ст. 29 и ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 212 ФЗ отмечено, что такие документы будут приниматься наравне с документами, которые представлены на бумажных носителях. Идентификация и аутентификация уполномоченных лиц будет осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов также можно будет произвести посредством направления электронного документа (ст. 26 и 27 Федерального закона № 212 ФЗ).

Утвержден период, за который уплачиваются пени

Страхователи уплачивали пени в случае перечисления сумм страховых взносов в более поздние сроки, чем установлено Федеральным законом № 212 ФЗ. Частью 3 ст. 25 этого закона была определена лишь первая граница периода, за который рассчитываются пени: день, следующий за сроком уплаты взносов. Второй границей согласно разъяснениям, данным в Письме Минтруда РФ от 16.05.2014 № 17 4/В-211, считали день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. С 01.01.2015 в Федеральном законе № 212 ФЗ закреплено, что обязанность по уплате страховых взносов будет считаться исполненной в день их уплаты (взыскания).

Установлено понятие повторной выездной проверки

Статья 35 Федерального закона № 212 ФЗ дополнена ч. 24 — 27 следующего содержания.

Повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период. При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Такая проверка может проводиться:

  • вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов — в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
  • органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции. Исключение составляет случай, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Отметим, что рассмотренный порядок проведения повторной выездной проверки аналогичен порядку, предусмотренному в отношении налогов п. 10 ст. 89 НК РФ.

Закреплены основания для продления выездной (повторной выездной) проверки

Ранее формулировка ч. 11 ст. 35 Федерального закона № 212 ФЗ была однозначна: выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев. С 01.01.2015 появилась следующая оговорка: при наличии оснований, предусмотренных ч. 11.1 этой статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Таким образом, основаниями продления срока проверки могут являться:

1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;

3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 212 ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки органом контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов направляется мотивированный запрос о продлении срока. Решение о его продлении принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов.

Уточнены нормы, касающиеся отпуска северян

Изменения, внесенные в пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125 ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212 ФЗ, заключаются в следующем:

  • стоимость провоза багажа весом до 30 кг лицами, работающими и проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не облагается страховыми взносами не только при поездках за границу, но и в случае отдыха на территории РФ;
  • сумма оплаты работодателем проезда членов семей работников к месту проведения отпуска и обратно облагается страховыми взносами;
  • при авиаперелете пунктом пропуска через государственную границу РФ считается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу РФ. В этом случае законодатель снова закрепил невыгодный для плательщиков взносов подход: от обложения освобождается только стоимость проезда до аэропорта, из которого производится вылет.

Напомним, что суды во главе с Президиумом ВАС (Постановление от 02.10.2012 № 7828/12) утверждали, что в базу для начисления страховых взносов можно не включать стоимость перелета от пункта пропуска через государственную границу РФ (аэропорт, где проходят таможенный контроль) до пункта пересечения государственной границы РФ с определенным государством (ближайшего к границе аэропорта) (постановления ФАС СЗО от 03.09.2013 по делу № А42-3773/2012, ФАС ЗСО от 21.11.2013 по делу № А81-243/2013 с учетом Определения ВАС РФ от 15.01.2014 № ВАС-19554/13 по делу № А81-243/2013 и др.).

Расширен перечень застрахованных лиц — иностранцев

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167 ФЗ). Застрахованными лицами являются:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ;
  • иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Изменения коснутся третьей группы застрахованных лиц: с 01.01.2015 слова «заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года» будут исключены из этой нормы.

Таким образом, работодатели будут обязаны уплачивать взносы в ПФР за временно пребывающих в РФ иностранцев (за исключением высококвалифицированных специалистов) вне зависимости от того, на какой срок с ними заключен трудовой договор.

Упразднен срок для направления контролерами поручения в банк

Ранее на основании ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 212 ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов должен был направить поручение на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих фондов в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

С 01.01.2015 слова «в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании» из этой нормы будут исключены. Таким образом, будет урегулирован еще один спорный момент. Дело в том, что многие плательщики пытались в судебном порядке добиться отмены взыскания недоимки на том основании, что указанный срок контролерами был нарушен. Одни арбитры выносили решения в пользу плательщиков, другие — в пользу контролеров.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *