Тайна становится явной

«Когда?» — уже не вопрос! С 1 июня 2016 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс, которые снимают режим налоговой тайны с ряда сведений о налогоплательщиках.

налоговая тайна

А именно:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные бухгалтерской (финансовой) отчетности о суммах доходов и расходов;
  • данные об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента).

Указанные сведения, а также информацию о налоговых правонарушениях, федеральная налоговая служба (ФНС) обязана размещать на своем официальном сайте для общего доступа, скорее всего будет сделано к началу 2017 года, полагают эксперты Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасностиtaxCOACH.

Теперь попробуем ответить на вопрос: «И что тогда?» — или последствия такого «упразднения» налоговой тайны. Первое, что приходит на ум каждому: «Теперь можно легко удовлетворить свое любопытство в отношении доходов, расходов и налоговой бремени «того парня» (например, конкурента).

Но нужно понимать, что все это сделано не любопытства вашего ради, а информирования для. Налогоплательщика вооружают инструментом для полноценной проверки своих контрагентов по «критериям самостоятельной оценки рисков», предусмотренных Концепцией планирования выездных налоговых проверок, в частности можно будет:

  • проверить уровень налоговой нагрузки контрагента на соответствие среднему уровню налоговой нагрузки по отрасли;
  • установить опережающий темп роста расходов контрагента над темпом роста его доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • установить отражение контрагентом в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов (уплата НДС в незначительных размерах при больших объемах выручки);
  • оценить по среднесписочной численности наличие у контрагента трудовых ресурсов, необходимых для выполнения тех или иных работ;
  • и т.п.

Это существенным образом отразится на устоявшейся практике привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушения, связанные с так называемым «проявлением недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов». Здесь речь идет в первую очередь о принятии к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным «недобросовестными» контрагентами («фирмами-однодневками»).

Если сейчас отсутствие в общем доступе «налоговой» информации о контрагенте, при наличии формального отсутствия взаимозависимости с ним и подписания документов от его имени уполномоченными на то представителем (директором), является, пожалуй, одним из основных аргументов в пользу невиновности налогоплательщика, то когда налогоплательщик будет вооружен необходимой информацией, он больше не сможет ссылаться на свою «беззащитность». Ссылаться на наличие «налоговой тайны», которая не позволяет ему в достаточной мере осведомиться о деятельности контрагентов и проявить «должную осмотрительность».

Таким образом, формула «мы не отвечаем за налоговую добропорядочность наших поставщиков» окончательно теряет свою силу в вопросе применения вычетов по НДС. Снять с себя такую ответственность можно будет только если на момент заключения сделки соответствующая информация о контрагенте по каким-то причинам не была размещена на сайте ФНС.

Очевидно, что в таких условиях усложнятся отношения и между самими налогоплательщиками (поставщиками — заказчиками). Например, если сейчас следствием «низкой налоговой нагрузки» может явиться разве что вызов налогоплательщика в ИФНС на комиссию, где тот как-то оправдывается перед инспекторами общими фразами о сложной экономической ситуации и «обещаниями повысить», то теперь ему придется держать этот показатель на уровне. Уже и для того, чтобы просто выглядеть добросовестным налогоплательщиком перед крупными покупателями и получить заветный контракт.

Или, например, если у организации в штате один директор и бухгалтер (что распространено по всем известным причинам), то многие заказчики могут отказаться от ее услуг, поскольку не захотят в случае чего отвечать перед налоговыми органами за то, что заключили договор с контрагентом, не имеющим для выполнения этих услуг необходимых трудовых ресурсов и, как следствие, не проявили «должную осмотрительность».

А вот еще наглядная иллюстрация возможных последствий раскрытия налоговой тайны: если кредиторы налогоплательщика увидят, что у него скопились значительные долги по налоговым платежам, которые могут быть «несовместимы с жизнью», то не исключено, в этом случае они захотят сами инициировать процедуру банкротства дабы по-максимуму заявить свои права в распределении конкурсной массы.

Таким образом, налоговые органы сделали еще один решительный шаг в сторону повышения прозрачности деятельности налогоплательщиков, усложняющий взаимодействие с «проблемными контрагентами» и использование «фирм-однодневок». Если с внедрением нашумевшей системы АСК «НДС-2» налогоплательщики стали открыты для налоговых органов, как на ладони, в части всех операций с НДС, то теперь они станут обнажены и друг перед другом, и каждый будет вынужден приглядывать за своим партнером, чтобы «прикрыть» себя.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *