Путин создает в Сибири опричнину, как Иван Грозный

Беспрецедентные полномочия может получить новая госкорпорация по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. В ее появлении виден личный интерес Путина, который создает собственную опричнину, как Иван Грозный.

Китай обеспечил Приморье инвесторами

 Владимир Путин, еще работая главой правительства, уделял огромное внимание Дальнему Востоку и Восточной Сибири. Эти регионы наряду с Северным Кавказом стали ключевыми по получению федерального финансирования. Однако привлечение инвестиций и бурное социально-экономическое развитие ассоциируются именно с Дальним Востоком и Восточной Сибирью.

С политической точки зрения Путин, переходя на пост главы государства, стремится сохранить контроль над финансовыми потоками, которые идут в эту часть страны. Таким образом, он очертил сферу своего влияния, будучи премьером, и не хочет ее отдавать новому правительству во главе с Дмитрием Медведевым.

С помощью этой компании и наверняка с помощью лояльной фигуры ее руководителя Путин хотел бы управлять финансовыми потоками лично, являясь уже президентом страны. Это предложение — проявление политики ручного управления. Таким образом, законопроект о создании новой госкорпорации, по сути, предусматривает создание параллельного правительства, функционирующего на огромной территории, с которым Путин лично связывает перспективы по-прежнему сырьевого, но все же развития страны.

Появление данного документа также связано с предстоящим саммитом АТЭС. На нем Путин будет ключевым игроком, а сама компания будет рекламироваться в качестве основного и единственного контр­агента для возможных инвесторов и партнеров из стран АТР. Теоретически это может создать понятные правила игры для иностранцев.

В появлении этой инициативы есть несомненный плюс. Дальний Восток выделяется как регион приоритетного развития. В этом есть смысл и экономический, и геополитический, так как здесь сильно недовольство граждан. Люди по-прежнему продолжают покидать регион. Можно сделать вывод, что власти до сих пор не удалось предотвратить в нем негативные тенденции. Данный документ представляет собой попытку сбалансировать социально-экономическое развитие страны и резко активизировать работу на Дальнем Востоке.

В то же время предложение о развитии этих территорий отнюдь не ново. Надо понимать, что создание госкорпорации — вынужденная реакция на неэффективность прежней работы российских властей в этом направлении, включая работу путинского правительства. Федеральная целевая программа по этой территории действует давно, на нее выделялись огромные федеральные средства, но ни к какому комплексному развитию региона ее реализация не привела. В рамках этой программы акцент был сделан только на саммите АТЭС и, соответственно, на Владивостоке. А вся остальная территория осталась в довольно тяжелом положении.

Кроме того, неэффективность правительства состояла в том, что бесконечные межведомственные согласования и конфликты снижали результаты предпринимаемых мер. Как результат, во Владивостоке, на который делалась особая ставка и куда шли огромные деньги, итоги парламентских выборов показали крайне низкую поддержку населением партии власти — «Единой России».

Нынешняя инициатива — попытка начать все с чистого листа, попробовав устранить проблемы межведомственных противоречий таким радикальным способом. Это понятная модель со своими плюсами и минусами. Вряд ли она будет эффективной, но, по крайней мере, это интересный эксперимент.

Многое будет зависеть от фигуры будущего руководителя госкомпании. Предполагается, что назначение будет взаимосвязано с перестановками в правительстве. Пост главы этой структуры будет приравнен неформально к креслу вице-премьера или министра. Поэтому стоит ожидать, что кто-то из нынешних крупных правительственных чиновников, потеряв пост в новом кабинете Дмитрия Медведева, может быть переведен на эту позицию, которая фактически не станет для него понижением в должности. Это любимый Путиным прием кадровых рокировок. В кулуарах звучали разные имена: и Игоря Шувалова, и Виктора Басаргина.

Но стоит помнить и о неясностях в правовом поле и во взаимоотношениях групп влияния: с руководством правительства и некоторыми министерствами, которые не смогут влиять на данный проект. Кроме того, до сих пор непонятно, как будут решаться проблемы российского законодательства, если на этой территории будут действовать, по сути, свои законы. Неизбежны конфликты с губернаторами, которые все равно никуда не денутся. Проблем во взаимодействии стоит ждать и с муниципальными властями.

Кроме того, важно не только, кто возглавит компанию, но и какие финансово-промышленные группы получат приоритетные возможности для сотрудничества с ней с российской стороны: кто получит месторождения, подряды на строительство. Практика ФЦП и владивостокского строительства показала, что выгоду от этого получают определенные бизнес-группы, например тот же Арас Агаларов, которому были отданы значительные объекты строительства на острове Русский. Этот вопрос решится не сразу, но приближенные лично к Путину бизнесмены смогут выиграть и в рамках этой инициативы.

Источник: РБК daily, Ростислав Туровский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *