Новый Русский

Того, что происходило во Владивостоке в эти дни, не происходило никогда. Делегации из 21 страны во главе с президентами и премьер-министрами, наплыв бизнесменов, чиновников, журналистов, силовиков в форме и штатском — приметы саммита АТЭС-2012.

саммит

 Но всего через несколько дней ажиотаж, местами переходящий в безумие, сойдет на нет. И останутся другие приметы — выстроенные к саммиту мосты, гостиницы, дороги, университет. Оптимисты считают, что Владивосток преодолел свою карму «города, в котором вечно все не так», и теперь станет, во-первых, Тихоокеанской столицей России, а во-вторых, одним из ведущих городов азиатско-тихоокеанского региона. Скептики говорят, что после саммита внимание Москвы к Владивостоку ослабнет, федеральные вливания прекратятся и город впадет в привычную депрессию, не в силах конкурировать с такими монстрами, как Сингапур, Шанхай или Гонконг, — пишет «Эксперт-online».

В течение последних четырех лет Владивосток представлял собой сплошную стройплощадку, получив от местных остряков прозвище «разрытогорск». В 2008 году, когда стройки начинались, число скептиков зашкаливало. Одни считали, что саммит перенесут в Санкт-Петербург. Другие утверждали, что при любом раскладе завершить начатые стройки вовремя не удастся. Даже гендиректор Тихоокеанской мостостроительной компании Виктор Гребнев говорил, что мост на остров Русский (где непосредственно проходит саммит) построить в обозначенные сроки нереально с технологической точки зрения. Однако этот мост, который строила столичная УСК «Мост», был сдан в эксплуатацию даже раньше, чем внутригородской мост через бухту Золотой Рог, который строила как раз компания Гребнева.

Сданы и другие объекты — правда, почти все со значительным отставанием. Следует уточнить, что понятие «объекты саммита» слишком размыто: когда говорят о подготовке города к АТЭС и потраченных на это миллиардах, в перечень строек включают и такие проекты, как газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, протянутый на средства «Газпрома», и две судоверфи, строящиеся на юге Приморья с корейскими и китайскими партнерами и никакого отношения к саммиту не имеющие. Включение стройки в перечень объектов саммита позволяло получить определенные преференции при оформлении документов, прохождении госэкспертизы и т.п., чем и объясняется «раздутый» список.

Но даже из этих объектов для саммита по-настоящему необходимы всего несколько: новый аэропорт в Артеме, способный принять два десятка президентских бортов, дорога от этого аэропорта на Русский остров, конференц-центр и гостиницы. Если бы не были построены в срок мосты — элементы дороги на Русский — гостей везли бы туда водным и воздушным транспортом.

К августу 2012-го стало понятно, что в целом Владивосток к саммиту готов, хотя не без нюансов. 1 августа внезапно (притом что губернатор Приморья Владимир Миклушевский обещал ввести все мосты в строй к Дню города — 2 июля) пустили в эксплуатацию мост на Русский, итогом чего стала пробка из горожан, ринувшихся на остров, куда раньше можно было попасть только паромами (да и появившиеся на острове хайвеи производят сюрреалистическое впечатление). Несколько позже запустили мост через бухту Золотой Рог (мэр Владивостока Игорь Пушкарев обещал еще в начале июля открыть мост для пеших прогулок), хотя невооруженным глазом было видно, что строительство не завершено: с южной стороны из-под пролета не убраны временные опоры, не доделаны развязки. Но, так или иначе, этот мост, активнее всего задействованный в городском движении, уже смог разгрузить вечную пробку в районе площади Луговой.

Открыт и низководный мост через часть Амурского залива в пригороде — элемент дороги-дублера от аэропорта к самому Владивостоку. Практическая необходимость дороги-дублера не столь очевидна, если учесть, что к саммиту серьезной реконструкции подверглась и основная трасса. Впрочем, для реализации проекта «Большой Владивосток» и сращивания города с Артемом и Надеждинским районом эта дорога пригодится. Ее городской участок должен — после строительства съездов, которых пока нет, — разгрузить склеротические транспортные артерии приморской столицы. Иначе трасса так и останется дорогой для саммита, а не для людей.

Начал работу новый терминал аэропорта Кневичи, построенный чуть в стороне от старого. Туда уже переведено обслуживание регулярных рейсов. К новому терминалу от железнодорожного вокзала Владивостока проложена линия аэроэкспресса. Очевидцы, впрочем, говорят, что после недавнего дождя в новом аэровокзальном комплексе сильно текла крыша. Во Владивостоке открыт новый вокзал прибрежных морских сообщений. Старый был разрушен ради строительства к саммиту пятизвездочного отеля Hyatt на Корабельной набережной. Таких отелей во Владивостоке строится сразу два, причем ни один из них к саммиту вступить в строй не успел

Несмотря на ряд вопросов по поводу целесообразности того или иного объекта, а также срывы сроков, стройки саммита, безусловно, гигантское инфраструктурное благо для жителей города. Речь не только о мостах (прежде всего через Золотой Рог — эту мечту владивостокцев изображали еще на дореволюционных открытках), моментально ставших новыми городскими символами, но и об очистных сооружениях, комплексе по переработке отходов и т.д.

Вместе с тем с саммитом стройки не заканчиваются. Многие объекты придется доделывать. Из объектов ДВФУ на острове не достроены лабораторный корпус и медицинский центр. Именно из-за этого на Русском оставлено 1,5 тыс. гастарбайтеров, но на время саммита их планируется с острова удалить. Доделок ждут очистные сооружения Владивостока, пока не способные заработать в полную силу, и Владивостокская ТЭЦ-2, которую пока не могут целиком перевести на газ в силу того, что газопровод от Сахалина до Владивостока еще не заполнен газом в достаточном количестве.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *