Заводская перестройка

В советские годы Владивосток, как и большинство городов страны, строился вокруг промышленных предприятий. Сегодня множество из этих предприятий в глубоком упадке, зато они занимают ликвидные земельные участки. И наконец-то данные активы начали привлекать инвесторов, которые имеют планы качественного изменения городской среды.

перестройка

Самый заметный проект редевелопмента промзоны во Владивостоке принадлежит ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) — дочернее предприятие государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Первая часть глобального плана по перепрофилированию всего северного берега бухты Золотой Рог — с выносом всех промышленных предприятий и преобразованием этой территории в общественно-деловую и развлекательную зоны — завершена. Набережная Цесаревича уже доступна для прогулок, вскоре там начнут работать арендаторы (рестораны, магазины и т.д.). Однако продолжения ждать не стоит. Реальных планов продлить набережную до пл. Луговой нет, наоборот, ДЦСС занят профильной модернизацией «Дальзавода», который имеет гособоронзаказы в сфере судоремонта, — пишет «Конкурент».

«На мой взгляд, проект редевелопмента промышленных сооружений на северном берегу бухты Золотой Рог интереснейший. На заседании Градостроительного совета он был рассмотрен два года назад. Архитекторы тогда предложили немало идей и объектов. На месте закрытой промзоны должна была возникнуть большая, как называли ее проектировщики, — «парадная» набережная, причем с сохранением самых ценных объектов промышленной архитектуры. Так случилось, что проект осуществлен только частично — судоремонтные заводы получили оборонный заказ и часть промышленных мощностей была сохранена. Но это позитивный процесс для города, — считает начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Владивостока, главный архитектор города Анатолий Мельник.

А по мнению профессора ДВФУ, главного архитектора ООО «Архитектурный фонд» Владимира Смотриковского памятники промышленной архитектуры должны стать всеобщим достоянием. «Во всем мире идет процесс «перековки мечей на орала», и Владивосток с возрастом «наденет белую рубашку», — уверен он. — Однозначный плюс реконструкции старых заводов с изменением их функций в том, что легче восстановить и использовать существующую инженерную инфраструктуру, подключаться к сетям и решать проблемы с транспортным обслуживанием. Вообще, первыми пример редевелопмента миру подали американцы. Они ввели моду на так называемые лофты. Данная концепция жилья имеет огромную популярность и в Европе. Лофт — это переоборудованное под жилье помещение заброшенной фабрики, здания промышленного назначения. Переводится как «верхний этаж промышленного здания или склада, чердак».

Кстати, о лофтах. Именно это слово используется при представлении проекта перепрофилирования бывшей фабрики «Заря» во Владивостоке. Работы завершаются, в следующем году начнется благоустройство территории, подыскиваются арендаторы. Девелопер позиционирует проект как «арт-кластер»: «На площади размером 30 тыс. кв. м. появится уникальное пространство для творческих людей, на территории лофта расположатся творческие мастерские, галерея, книжные магазины, фотостудия, детский развлекательный центр, кафе и рестораны». Подобный масштаб под силу только крупной бизнес-структуре — в данном случае это группа «Синергия».

Алексей Кабанченко, заместитель генерального директора ОАО «Синергия-Восток»: «Для нашей компании редевелопмент не является стратегическим направлением, это, скорее, «портфельные» инвестиции, но достаточно перспективные. «Синергия» действительно занимается реконструкцией «Зари». И это будет не жилой комплекс, что само по себе уже немало для Владивостока. Сроки окупаемости в этом бизнесе — от пяти лет и более. Готовых рецептов в девелопменте вообще не существует, всегда сначала нужно анализировать конкретную ситуацию и после этого решать: уместна реконструкция существующих зданий, или все-таки выгоднее строить что-то новое. Редевелопмент старых производственных площадок, корпусов, офисных зданий и т.д. выгоднее в том случае, если у объекта нет серьезных проблем, а процент износа зданий невелик. В противном случае, снос и последующее строительство «с нуля» — единственный путь.

Мы приняли решение реконструировать существующие строения. После всестороннего анализа были разработаны концепция освоения территории, бизнес-модель, и сегодня можно говорить, что «Синергия» реализует уникальный для Приморья и всего Дальнего Востока проект».

А вот владельцы территории бывшего завода «Металлист» (б. Федорова) не стали мудрить: еще несколько лет назад был представлен проект жилого комплекса «Аквамарин». На берегу моря взметнутся вверх пять высотных башен, в т.ч. одна из них более 50 этажей — ничего подобного не найти по всей России (не считая Москву, конечно). Однако вложения требуются огромные, а уровень потенциального спроса на дорогое жилье в ближайшие годы неясен. Тем не менее, строительство первой башни уже ведется.

— На месте завода «Металлист» предыдущим проектом планировки п-ва Шкота намечалось строительство школы. Но предпочтение отдали многоэтажному сверхплотному многофункциональному комплексу. Это, конечно, более выгодно. А жаль, — говорит Ирина Самойленко, главный архитектор «Приморгражданпроекта».

Помимо вышеописанных проектов Генеральным планом Владивостока предусматривается реконструкция территорий в районе ул. Снеговой, недостроенной мебельной фабрики на Второй Речке, карьера бутощебеночного завода.

Но первостепенным должен быть вопрос о выносе нефтебазы из центра города, который тоже заложен в материалах Генплана, — полагает Виталий Вольтер, главный архитектор «ПромстройНИИпроект». Сегодня нефтебаза не дает возможности размещения большого спорткомплекса и организации второго путепровода. Причем не только не выполнен вынос нефтебазы, предусмотренный постановлением СМ РСФСР № 420 еще в 1984 г., но и допущено расширение резервуарного парка. В ответ в НК «Альянс», владеющей нефтебазой, сообщили, что никакого переноса не планируют. Напротив, руководитель пресс-службы Андрей Румянцев пояснил: «В планах — реконструкция базы с увеличением перевалочных мощностей и обеспечением экологических параметров. Первая Речка имеет высокий потенциал».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *