Под прессом пошлин и тарифов

Из-за неопределенности с запретительными пошлинами на круглый лес Россия сократила свое присутствие на рынках Северо-Восточной Азии. За последние три года отечественная древесина на внешнем рынке активно замещается лесоматериалами из Америки, Скандинавии, Новой Зеландии и др. Продукция лесопереработки приморских предприятий становится все более неконкурентоспособной, пишет «Конкурент».

лесная промышленность

«Приняв курс Правительства РФ на глубокую переработку древесины, мы построили два лесоперерабатывающих завода общей мощностью по переработке круглого леса 685 тыс. кубометров в год, за счет привлечения иностранных инвестиций. Но так как ввод запретительных пошлин на круглый лес отложен на неопределенный срок, предприятие испытывает серьезные финансовые трудности из-за сильно обострившейся конкуренции», — пожаловалось Наталья Вихрова, заместитель генерального директора по корпоративному управлению ОАО «Тернейлес».

Проблемы принесло и увеличение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину (замораживание их на промежуточном переходе к запретительному уровню) до 25% или 15 евро за кубометр. А наличие пошлин на технологическую щепу (5% от стоимости) приводит к убыточности и не стимулирует переработку низкокачественной древесины.

Экспорт дальневосточной древесины с 2007 г. по 2012 г. снизился с 33 млн «кубиков» до 19 миллионов. Доля России на рынках Японии, Южной Кореи и Китая упала за последние пять лет с 59% до 26%. При этом совокупное потребление этих стран выросло с 55,7 млн «кубов» в 2007 г. до 74 млн в прошлом году.

Отсутствие государственных гарантий по защите прав инвесторов отпугивает иностранный капитал и ведет к удорожанию стоимости привлекаемых ресурсов. Это негативно сказывается на конкурентоспособности лесной отрасли края. Некоторые специалисты уже отмечают, что покупка сибирского леса становится более выгодной.

«Лес, ввозимый на территорию Дальнего Востока из Сибири, намного дешевле нашего, — рассказал Леонид Шевелев, заместитель генерального директора ЗАО «Чугуевская ЛПК». — Для местных лесозаготовителей это создает ряд проблем. Во-первых, рынок заполнен сравнительно дешевой продукцией лесопиления, и местный производитель просто не в состоянии конкурировать в этом сегменте рынка. Порой наша себестоимость сопоставима с ценой реализации сибирской продукции, отсюда убытки. Во-вторых, породный состав поставляемого леса и его качество просто не оставляют никаких шансов для конкуренции: ввозится в основном сосна и лиственница, а у нас этих пород с необходимыми качественными характеристиками просто нет, а альтернативную породу — кедр — запрещено вырубать».

«В Сибири стоимость 1 кВт электроэнергии составляет 2,03 рубля, а в Приморье 4,52 руб. (с НДС), — говорит Виктор Медведь, заместитель генерального директора ОАО «Приморсклес-пром». — Кроме того, в крае в два раза ниже заработная плата, намного ниже себестоимость пиловочника, и сосна легче обрабатывается, из нее больший выход пиломатериала, потому и такая разница в стоимости леса».

По мнению лесников, со стороны региональной власти сегодня отсутствует налоговое стимулирование предприятий, реализующих инвестиционные проекты. Камнем преткновения можно назвать и слабое развитие инфраструктуры. Дело в том, что большая часть лесозаготовок сосредоточена в отдаленных и труднодоступных районах, где нет дорог, энергообеспечения, транспортного сообщения и население малочисленно. Все вопросы решаются за счет арендаторов лесного фонда. «Предприятие вынуждено за счет собственных средств улучшать инфраструктуру, отвлекая от производства значительные средства. Отсутствует какая-либо поддержка со стороны департамента лесного хозяйства края, многие вопросы мы вынуждены решать через судебные инстанции. А это мешает лесному бизнесу развиваться и эффективно работать», — считает Вихрова.

Даже при условии решения всех вышеперечисленных проблем успехов в лесном бизнесе не будет, если не бросить необходимые силы на борьбу с «черными вырубками». По данным WWF, за 2004-2011 гг. объем древесины дуба монгольского, вырубленного для экспорта в Китай, в 2-4 раза превысил разрешенный объем заготовок. Китайские производители паркета и мебели закупают такие ценные древесные породы, как дуб, ясень, ильм и липа, в объемах, существенно превышающих официально разрешенные для заготовки и выходящих за пределы возможностей устойчивого лесопользования.

Значительная часть готовой продукции предназначена для рынков США, Японии и европейских стран, где ее приобретают потребители, которые ничего не подозревают об этих проблемах. Что касается краевого бюджета, то в 2012 г., по материалам официальной административной проверки, сумма причиненного ему ущерба превысила 9 млн руб. К моменту выпуска данного материала департамент лесного хозяйства края не успел прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Леонид Шевелев: «Деятельность «черных лесорубов» никогда не прекращалась. Нелегальные «предприниматели» лишают честных производителей возможности участвовать в формировании цены на лесопродукцию, заставляют подстраиваться под ту цену, которая формируется при реализации криминальной продукции, не облагаемой никакими налогами и обязательствами. Это касается и круглого леса, и готовой пилопродукции».

Виктор Медведь: «Все это происходит потому, что у людей в лесных поселках нет другой работы, чтобы прокормить семью. В них работают только бюджетники (которых очень много) и торговля, которая продает товары бюджетникам и пенсионерам. Для законопослушных предпринимателей это опасно тем, что они платят все налоги и обязательные платежи, которых в составе затрат более 50%, а «черные лесорубы» за наличные деньги продают ворованный лес китайцам, и они создают конкуренцию законопослушным, продавая свою продукцию по значительно более низким ценам».

Есть ли в таких условиях будущее у лесного бизнеса? «На будущее можно надеяться, если 80-90% древесины будет потребляться в России, — отмечает Медведь. — То есть нужно сделать акцент на внутреннем потреблении, а не на экспорте. На внешнем рынке мы неконкурентоспособны. Глубокая переработка в Приморском крае без помощи и воли государства не разовьется, лес находится в долговременной аренде у очень большого количества арендаторов, его нужно у них забрать или выкупить, а затем строить что-то большое. Например, плитное, гидролизное или пеллетное производство, которое вовлечет в переработку всю низкосортную древесину».

Леонид Шевелев: «Поскольку регион у нас лесной, то и основное направление должно быть определено в сторону развития заготовки и глубокой переработки древесины. Нужно для этого совсем немного: государство должно повернуться лицом к лесозаготовительной отрасли, а не стараться сделать жизнь лесозаготовительных предприятий невыносимой в плане налогообложения и различных проверок надзорными службами, целью которых является найти и наказать «нерадивых лесозаготовителей», а с нашим лесным законодательством это не составляет никакого труда.

Для создания глубокой деревообрабатывающей базы необходимо в первую очередь привлечь достойные инвестиции в лесоперерабатывающую отрасль. Пусть это будет иностранный капитал, еще лучше, если поможет государство. Изменить законодательную и налоговую базу, которая бы позволила спокойно заниматься развитием производства, а не выдумывать различного рода «серые» схемы для того, чтобы свести концы с концами и остаться «на плаву». Утвердить на государственном уровне льготные ставки по кредитным и лизинговым операциям при приобретении деревообрабатывающего оборудования».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *