ЦОДы идут в рост

Рост рынка центров обработки данных неизбежен. Но это не означает, что все его игроки останутся в выигрыше. ИТ-компаниям придется чутко следить за новыми тенденциями.

ЦОДы идут в рост

Вице-президент по технической инфраструктуре Google Урс Хёлцл опубликовал в Google+ воспоминания о первом центре обработки данных (ЦОД) поисковика. «Впервые я ступил в серверную 1 февраля 1999 года. Тогда я еще не был сотрудником Google, экскурсию мне организовал сооснователь компании Лари Пейдж, — пишет Хёлцл. — Слово “ступил” едва ли подходило для того момента. ЦОД представлял собой стойку 7 на 4 фута, где располагались примерно 30 персональных компьютеров».

Топ-менеджер пустился в воспоминания не случайно. В 2013 году компания инвестировала в интернет-инфраструктуру $7,35 млрд — почти в два раза больше, чем в 2012-м! Рынок центров обработки данных динамично растет и меняется на протяжении последних 15 лет. Главная угроза для его игроков — не ухудшение внешней конъюнктуры и стагнация, а неумение отловить глобальные тренды и перенастроить процессы внутри компании, полагает «Эксперт».

Быстрый самый

По данным агентства iKS-Consulting, в 2013 году рынок ЦОД прирос на 28% (к 2012) и достиг 9,1 млрд рублей. Подобной динамики не демонстрировал ни ИТ сектор в целом (он увеличился на 7 — 10%), ни его части. В России насчитывается более 180 крупных и средних коммерческих дата-центров (общая площадь машинных залов — 65 тыс. кв. метров). В 2013 году введено12 площадок на 5,1 тыс. кв. метров. Число установленных коммерческих стоек выросло на 17% и достигло 21,7 тысячи.

Рынок ЦОД централизован — 77% доходов и 67% площадей аккумулируют Москва и Московская область. Самая популярная услуга — колокация (размещение на площадке оборудования клиента). Больше половины всех клиентов (по доле оборота) — банки, которые пользуются ЦОД для резервного копирования данных и дублирования ИТ-систем. Другие крупные заказчики — онлайн-магазины и медиакомпании.

За последнее время цены на традиционную колокацию заметно снизились. Операторы запускают агрессивные маркетинговые акции, поощряя клиентов на уход от конкурентов и предлагая им скидки в 20 — 50% на полгода. Но вечно демпинговать невозможно — нужно вкладываться в развитие более прибыльных предложений.

С небес на землю

О парадигме предоставления оборудования, платформ, софта как сервисов говорили с середины 2000-х. Но на протяжении пяти лет потребители воспринимали cloud computing как красивую сказку. ИТ-директора предприятий год за годом, участвуя в вопросах уважаемых исследовательских агентств, замечали, что раздумывают над применением «облака», но до реальных внедрений дело почему-то не доходило. В 2012 — 2013 годах перелом стал очевиден.

— От пространных рассуждений об «облаках» рынок переходит к их активному использованию, — говорит генеральный директор ГК «Хост» Константин Суслов. — Тренд в данном направлении задают правительство и сопряженные с ним структуры, выводя в cloud многие сервисы, например, в области здравоохранения. Несмотря на то, что публичные «облака» априори дешевле частных (не требуется платить за создание и облуживание ИТ-инфраструктуры), крупные компании пока рассматривают только второй вариант. Виной всему специфика нашего менталитета. Корпорации не готовы быть зависимыми от сторонних компаний и нести риски от утечки конфиденциальной информации, размещенной на внешних площадках. Другое дело — малый и средний бизнес. Публичные «облака» в этом сегменте крайне востребованы, поскольку позволяют экономить на содержании собственной ИТ-инфраструктуры.

Самым быстрорастущим сегментом «облачных» вычислений в последние два года стал IaaS (Infrastructure as a Service, аренда виртуальных серверов, систем хранения данных, элементов сетевой архитектуры и других ресурсов). Вторым «облачным» драйвером, вероятно, будет SaaS (Software as a Service, аренда софта). Таких продуктов на российском рынке все больше. Если обратить внимание на появляющиеся ИТ-стартапы, то существенная их часть заточена исключительно на работу по этой модели. Кроме того, сектор собственных SaaS-услуг наверняка будут развивать операторы ЦОД.

— Публичные «облака» прирастают очень быстро: в среднем — на 50 — 70% в год. Лидером по динамике в нашей компании стал сегмент IaaS: в 2013-м он увеличился втрое, — комментирует заместитель генерального директора компании «Крок» Руслан Заединов. — Заказчиков привлекает возможность получить мощности в считанные дни и без капитальных затрат, к тому же такая модель позволяет оптимизировать затраты при использовании сервисов с непостоянной загрузкой. Стагнация экономики только усилит этот интерес. В сегменте private cloud в ближайшее время может случиться миграция в «облако» технологии виртуализации рабочих мест, а также статичных сервисов, чувствительных к информационной безопасности. Также здесь актуально разворачивание тестовых сред.

В докладе Cisco Global Cloud Index (2012 — 2017) посчитано: за пять лет глобальный «облачный» трафик вырастет в 4,5 раза. За тот же период общий объем мирового трафика в ЦОД увеличится втрое. Доля «облака» возрастет с 46 до 69%.

— Люди на всей нашей планете требуют доступа к деловому и развлекательному контенту в любом месте с помощью любого устройства, — констатирует старший вице-президент Cisco по маркетингу Дуг Мерритт. — Мы прогнозируем быстрый рост объемов облачного трафика в ЦОД, между ЦОД и за пределами ЦОД в последующие четыре года.

Холодный разум

Другой аспект, который будет иметь мощное влияние на развитие рынка ЦОД, — модернизация их инженерной инфраструктуры. «Уже сегодня большинство крупных компаний считают главными задачами эксплуатации ЦОД обеспечение оптимального энергопотребления, — уверен главный инженер проекта департамента инфраструктурных решений компании «АйТи» Сергей Назаренко. — Решать эти задачи приходится на всех уровнях — от компонентного до инфраструктурного. При этом последние исследования показывают, что расходы на инженерные системы и электроэнергию растут быстрее, чем повышается производительность ЦОД.»

Директор департамента продуктов и услуг Orange Business Services в России и странах СНГ Сергей Кузьмин добавляет: «Снижение энергопотребления останется одним из ключевых трендов в связи с тем, что в пересчете на аренду одной стойки операционные затраты на электричество составляют 60% и более. Соответственно, использование высокопроизводительных серверов с низким уровнем энергопотребления напрямую влияет на экономию средств заказчика. Коэффициент Power Usage Effectiveness (PUE) меньше двойки для российских ЦОД все еще является значительным достижением, в то время как мировое сообщество стремится к показателям, близким к единице (минимально возможное значение; его достижение означает, что при снабжении оборудования электричеством не происходит потерь)».

Ложку дегтя добавляет Константин Суслов: «Пока российские инвесторы смотрят в сторону быстрой окупаемости ЦОД, в технологии их создания вряд ли произойдут серьезные изменения. Энергоэффективные решения на основе рекуперации, жидкостное охлаждение серверных плат и прочее носят на текущий момент характер скорее экспериментов, нежели массовых трендов».

Вычислительная коробка

Последний существенный тренд, который обращает на себя внимание, — обращение предприятий к типовым модульным решениям, ЦОД в контейнерах.

— Преимущества таких data-центров очевидны, — рассказывает руководитель направления департамента инженерно-технических систем УЦСБ Андрей Еременюк. — Это быстрая инсталляция, полностью оттестированное и готовое к эксплуатации решение, комплексная гарантия и сервисная поддержка, низкая цена и стоимость владения. При внедрении подобных решений риски, связанные с проектированием и строительством, не возникают в принципе.

Первые эксперименты с контейнерными ЦОД проводила компания Google. В 2002-м ее инженеры поставили ящик с ИТ-оборудованием в гараже. Затем они пытались устанавливать стойки на воде, рассчитывая создать data-центр, дрейфующий в нейтральных водах. Первые мобильные ЦОДы состояли только из ИТ-начинки, инженерная инфраструктура подключалась к ним снаружи. Теперь все это поставляется в одной «коробке».

У рынка ЦОД нет иного варианта, как расти. Некоторые ИТ-специалисты кивают на стагнацию российской экономики, напоминают, что Ростелеком отказался строить большой data-центр площадью 10 тыс. кв. метров и т.д. Но помыслим глобально: в компьютерном мире происходит очередная смена парадигмы, мощь набирает «третья платформа», которая характеризуется лавинообразным распространением мобильных устройств, быстрым ростом объема данных (Big Data) и необходимостью их анализировать. По сути, отрасль возвращается к идее централизованной обработки информации, но на более высоком уровне.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *