Хорошо отапливаемая улица

Российское теплосетевое хозяйство требует огромных инвестиций, иначе не миновать коллапса. Но частные компании не спешат приходить в отрасль с миллиардными оборотами — настолько «криво» устроена ее экономика.

отопление

В середине апреля в Смоленске из-за прорыва теплотрассы образовался восьмиметровый «гейзер». Из-за аварии пострадали автомобили, они были повреждены кусками асфальта и камнями, разлетавшимися под напором воды. Новость эта получила огласку благодаря тому, что аварию засняли камеры наружного наблюдения, — а ведь еще тысячи различных происшествий на теплотрассах остаются незамеченными, пишет «Эксперт».

С каждым годом количество аварий в теплосетевом хозяйстве растет. Трубы лопаются все чаще и чаще, и это все больше угрожает безопасности людей. Что бы стало делать МЧС, если бы прорыв трубы произошел в разгар зимы в Якутске или Норильске? Эвакуация десятков тысяч человек — это уже катастрофа. Ни о каком освоении и развитии Сибири и Дальнего Востока не может идти речи, если в городах и поселках будут перебои с теплоснабжением.

Ситуацию отчасти можно было бы оправдать, если бы ветхость теплосетей была связана с тем, что население недоплачивает за их услуги. Однако это не так. Ежегодно тарифы ЖКХ растут, и основная составляющая счетов — это как раз услуги теплоснабжающих организаций. Но качество этих услуг не растет, а проблем в секторе становится все больше. Теплоснабжение давно находится в тупике.

Мировое господство

Россия — самая крупная страна в мире по объему произведенного тепла для отопления помещений. Централизованного тепла у нас производится в 11 раз больше, чем в США, — хотя рынок электроэнергии в России в четыре раза меньше, чем в Америке.

Но состояние этого огромного хозяйства — катастрофическое. По статистике Росстата, потери в сетях за последние десять лет выросли с 9 до 15%. Однако это только нормативные потери. По данным Министерства энергетики, реальные потери — 20-30%. Отраслевики называют еще более суровые цифры — до 40%.

КПД самой теплогенерации — 50%, потери в сетях достигают 40%. В итоге до потребителя дойдет лишь треть полученной от сжигания энергии. И большую часть оплаты этих не оказанных услуг берет на себя потребитель.

Выгодные дыры

Факторов, мешающих модернизации теплосетевого хозяйства, хоть отбавляй. По сути, система сейчас устроена так, что сама поддерживает себя в разваленном состоянии. «Генератор всегда может договориться с муниципалитетом, что котельная принадлежит частному оператору до того момента, как выйдет на окупаемость, но никогда не сможет договориться о таких же условиях для сети. Кроме того, окупаемость строительства котельной — четыре-семь лет, а инвестиции в замену сетей окупятся за десять-пятнадцать лет, — говорит руководитель дирекции коммунального бизнеса группы компаний «ТНС энерго» Алексей Овсянников. — То есть с экономической точки зрения выгоднее обновить котельную, а уж сети ремонтировать по остаточному принципу. Это усложняет проблему с сетями. Они ветшают и ветшают».

Сами же сети в текущих условиях обновлять свои трубы не могут. Экономика их бизнеса сейчас такова: текущая стоимость гигакалории — 1200-1300 рублей. В типичном городе Центральной России производится порядка 1,5 млн Гкал в год. В итоге годовая выручка теплосетевой организации — 2 млрд рублей. Но максимальная прибыль, которую она может получить, — 50 млн. При такой прибыли кредитное плечо, доступное организации, — 150 млн рублей. Этих денег хватит на обновление 30-50 км сетей, тогда как их общая протяженность в таком городе — 400-500 км. Замена же этих 7-15% абсолютно ничего не даст, так как именно попытками менять теплосеть частями и была достигнута нынешняя плачевная ситуация.

В тариф, который оплачивает каждый потребитель, включается и стоимость ремонта. Но теплосетевики тратят все деньги на отопление улицы

У муниципалитетов есть своя причина сохранять статус-кво: «Теплосетевая инфраструктура и сейчас приносит значительный доход тем, кто управляет потоками в этой сфере. На текущий момент это муниципальные чиновники и аффилированные с ними субъекты предпринимательства. Этот механизм непрозрачен, коррупционен и показал свою неэффективность, поскольку привел к росту тарифов до нетерпимого уровня», — объясняет ситуацию первый вице-президент по энергетике, инфраструктуре и кластерной политике «Опоры России» Александр Калинин.

Вечно дырявая труба — это нескончаемый ремонт, под который муниципалитеты могут «осваивать» бюджеты. Чем больше расходы, тем больше денежный поток.

Но не только коррупционной составляющей объясняется плачевное состояние сетей. Сеть — это естественная монополия, которую государство боится отдавать в частные руки. Да и не все частники спешат в отрасль при нынешнем регулировании. Любую прибыль, которую сможет заработать теплосетевое хозяйство, в следующем году регулятор может срезать, уменьшив тариф.

Теплосети даже не могут документарно зафиксировать, что у них потери превышают нормативные в три-пять раз, — в таком случае они распишутся в том, что берут деньги из бюджета, а самое главное — сверх нормы с потребителей.

В итоге, придя в теплоснабжение, частный капитал сталкивается с огромным обветшалым хозяйством, которое требует колоссальных вложений, с неочевидным финансовым результатом и перспективой непрекращающихся уголовных преследований из-за несоответствия норм реалиям.

Когенерация сэкономит

Рабочая группа по теплоэнергетике при правительственной комиссии по вопросам электроэнергетики предлагает сыграть на повышение эффективности отрасли, переведя выработку тепла с небольших станций на ТЭЦ. Именно этот путь прошли страны Скандинавии десятилетие назад. В итоге эффективность всей отрасли значительно повысилась. В России тепловые мощности ТЭЦ загружены не более чем на 30-35% установленной мощности. В итоге, хотя объем производства и потребления тепловой энергии в России самый большой в мире, доля тепла, производимого в режиме комбинированной выработки тепла и электроэнергии (когенерации), в 2,3 раза меньше, чем в странах Скандинавии, имеющих близкий к России климат.

При этом большая генерация фактически субсидирует небольшие котельные. Например, в Саратове средний тариф на тепло в коллекторе (перед тем как подать его во внутриквартальные сети) составляет 660 руб./Гкал. Но станции ТЭЦ получают за одну гигакалорию 500 рублей, а небольшие котельные — 1000 рублей. В итоге ТЭЦ субсидируют не самую эффективную теплоэнергетику.

Поэтому, возможно, разумно было бы увеличить долю когенерации с нынешних 33 до 50-70%. Схему поддерживает и «Опора России». «Наиболее эффективна схема теплоснабжения крупных городов с приоритетом генерации тепла на ТЭЦ, — считает Александр Калинин. — Эффект от перехода на снабжение теплом от крупной генерации был бы сопоставим с экономией на потерях в сетях». Но придется вложить немалые средства. Во-первых — в обновление парка генерации с целью повысить его КПД, во-вторых — в трубопроводы, но магистральные, чтобы связать ТЭЦ с районами, которые отапливаются от малой генерации. В итоге можно добиться снижения потребления тепла в России с 0,3 Гкал на квадратный метр до 0,11, как в Финляндии. То есть, если обустроить сектор правильно, можно получить трехкратную экономию.

Что решит ЕТО

Решить проблему в отрасли пытается и Минэнерго. В частности, разрабатываются две законодательные инициативы. Первая направлена на то, чтобы пересмотреть порядок формирования тарифов, перейдя к механизму так называемой альтернативной котельной. Альтернативная котельная — это наименьшая цена на тепловую энергию для потребителя, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников. Эта цена будет рассчитываться ежегодно в Минэнерго. Каждый регион будет устанавливать тариф исходя из нее и учитывая местную специфику. Предварительные расчеты тарифа для страны в целом показывают, что он тоже будет расти — но в этот рост будет заложена возможность возврата инвестиций в тепловое хозяйство.

Вторая инициатива — создание в крупных городах России с населением более 500 тыс. человек (таких городов 36) единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). ЕТО — компания, которая в рамках конкурса будет на десять лет назначаться оператором всего теплового хозяйства города. «С выбором ЕТО наконец можно будет изменить принцип тарифного регулирования, уйти от тарифообразования “затраты плюс”, ведущего к бесконечному росту тарифов, к тарифообразованию “стоимость альтернативной котельной”», — рассказывает г-н Калинин. Смысл ЕТО в том, чтобы местные власти согласились передать теплоснабжение в руки частного оператора, а тариф альтернативной котельной нужен для того, чтобы обеспечить десятилетний период, в течение которого ЕТО сможет инвестировать в обновление труб и котельных и получать отдачу от этих инвестиций. Сейчас отобраны два пилотных региона, в которых в 2014 году будет обкатываться новая модель.

Начинания министерства, безусловно, ценны: в России наконец-то появится централизованная система ценообразования. Однако вряд ли внедрение ЕТО решит все проблемы сектора. Напомним, сейчас в прописанной в документах «идеальной» котельной потери в сетях нормируются в 12%, однако реально они составляют 30-40%, и закрыть эту дыру в новых нормативных условиях никак не удастся. Но первый шаг — к стимулированию инвестиций — все же будет сделан. А уж после этого можно пытаться ограничивать рост тарифов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *