На взлет

Россия увеличит производство самолетов в этом году на 21% благодаря наращиванию сборки гражданского лайнера Sukhoi SuperJet 100. Объемы выпуска еще очень далеки от мировых гигантов Boeing и Airbus, но ситуация в российском авиапроме понемногу улучшается. Кроме того, остается надежда на появление через три года нового лайнера — МС-21.

производство

В текущем году российская авиастроительная отрасль намерена построить около 150 самолетов военного и гражданского назначения против 123 лайнеров в прошлом году, сообщил на сингапурском авиасалоне директор департамента авиастроения Минпромторга Андрей Богинский.

Российский авиапром серьезно отстает от мировых лидеров авиастроения — Boeing и Airbus. Для сравнения: компания Boeing в 2013 году поставила 648 гражданских самолетов, установив рекорд производства (в 2012 году собрала 601 лайнер). Airbus в прошлом году произвел 626 пассажирских самолетов против 588 лайнеров, собранных компанией в прошлом году. В России воздушных судов строится несравнимо меньше. Из 123 самолетов, выпущенных в 2013, только 32 гражданских, План на 2014 год — построить более 100 военных самолетов и 46 гражданских, из которых 40 — SSJ, сообщает «Взгляд».

За полтора месяца этого года в Комсомольске уже было выпущено два лайнера. По словам Богинского, в Комсомольске сейчас выпускается по два самолета в месяц. «Нам же нужно переходить на производство трех Superjet в месяц, для того чтобы выполнить обязательства по поставкам», — утверждает Богинский.

В этом году новые SSJ-100 ждут в основном нынешние эксплуатанты этого лайнера. Так, 14 таких самолетов должен получить «Аэрофлот», который стал первым перевозчиком, начавшим коммерческую эксплуатацию российской новинки. Еще 11 машин получит в этом году мексиканская компания Interjet, которая начала летать на SSJ-100 в прошлом году. Предполагается, что еще шесть самолетов получит «Газпром авиа», у которого в парке уже есть один SSJ-100, и столько же авиакомпания «Ютэйр». Остальные SSJ-100 отправятся госзаказчикам, в частности, один из них получит Минпромторг.

Однако на одной модели отрасль развивать неразумно. В России разрабатывается новый среднемагистральный пассажирский самолет МС-21, который должен совершить свой первый полет уже в 2015 году, а начать коммерческие полеты в 2017 году. Он должен стать вторым самолетом после SSJ-100, созданным в России после развала Советского Союза. Богинский рассказал, что разработка и производство МС-21 оценивается в 164 млрд рублей, «из которых 50% — это бюджетные средства, остальные — частный капитал». Сейчас монтаж оборудования на Иркутском заводе уже начался, освобождены необходимые площади, очищены пять пролетов. Поставщики начали производство комплектующих для первых двух самолетов МС-21.

Этот лайнер, при строительстве которого будут использоваться композитные материалы, должен стать конкурентом Boeing и Airbus (по своему типу SSJ-100 соперником для них не является, он конкурент Bombardier). Причем разработчики МС-21 уверяют, что по техническим характеристикам он должен превзойти своих конкурентов Boeing и Airbus.

Затраты России на создание МС-21 в 4,4 млрд долларов в сравнении с расходами зарубежных конкурентов выглядят не такими большими. Так, разработка самолета Boeing 787 стоила, по разным оценкам, $12-15 миллиардов, а самолет А350 обошелся компании Airbus в 12 млрд евро.

Машина будет выпускаться в трех версиях: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест).

В корпорации «Иркут» надеются, что уже к 2020 году этот лайнер начнет завоевывать иностранные рынки, в том числе стран Юго-Восточной Азии, Индии и Европы. Предполагается собирать до 72 машин в год с постепенным наращиванием мощностей.

«Ситуация в российском авиапроме достаточно сложная. Однако назвать ее катастрофической нельзя, потому что мы более-менее стали выходить из глубокого пике, в котором находились несколько лет после развала Советского Союза», — говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский. «Фактически производством самолетов гражданской авиации занимается у нас только «Сухой». Скачок производства в 16 самолетов (с 24 до 40 SSJ) — показатель достаточно хороший, но в идеале он должен быть значительно больше. Это меньше объемов производства самолетов в СССР более чем в полтора раза», — отмечает собеседник.

Одной из проблем он называет тот факт, что отечественные авиакомпании стали меньше доверять российским производителям. Впрочем, на это есть объективные причины. «В 2012 году на десять воздушных судов SSJ (8% самолетного парка «Аэрофлота») пришлось 40% всех инцидентов, связанных с отказами авиационной техники. Наиболее серьезные связаны с надежностью системы управления шасси SSJ-100. Однако это не помешало продать эти самолеты в Армению, Бермуды, США, Мексику, Италию, Индонезию и Швейцарию», — отмечает Андриевский. Но отечественные авиакомпании из-за этого больше доверяют подержанным самолетам иностранного производства, добавляет он.

В 2012 году в коммерческом парке числилось 950 магистральных и региональных самолетов. Из них самолетов отечественного производства — только 349. «Доля отечественных воздушных судов на нашем рынке составляет только 37%, а все остальное мы закупаем за рубежом. Все это служит причиной снижения числа контрактов, следствием чего становится падение объемов производства», — считает Андриевский.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *