Должников готовят к кризису

Ожидание второй волны кризиса заставляет власти торопиться с принятием проекта, призванного упорядочить процедуру урегулирования банкротства физических лиц. Объявить себя банкротом сможет любой человек, задолжавший банку от 50 тыс. рублей и полгода не платящий по кредиту.

Приставы стали детективами

Предполагается, что принятие закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» значительно облегчит жизнь физическим лицам. Объявив себя банкротами и получив, через обращение в суд, пятилетнюю рассрочку по уплате долга, граждане смогут избежать неприятного общения с коллекторами, сообщают «Московские Новости».

Гражданин сможет добровольно подать заявление на признание себя банкротом в Арбитражный суд. Точно такое же заявление сможет подать и кредитор. Если у банкрота окажется постоянный источник дохода — работа, то суд, куда он обратится с заявлением о признании себя банкротом, сможет предоставить ему пятилетнюю рассрочку по уплате долга. Если постоянного дохода нет, суд назначит распродажу имущества, но при этом у должника нельзя будет изъять недорогую бытовую технику, запасы продуктов питания и лекарств, а также 25 тыс. рублей наличными. Если жилье должника больше положенного по социальным нормам, можно пустить с молотка и его — недавнее решение Конституционного суда дает такие возможности.

На должника будет возложена обязанность оплачивать услуги конкурсного управляющего, занимающегося распродажей имущества, в сумме 10 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что судебный процесс по признанию банкротом может длиться месяцы, управляющий обойдется должнику в кругленькую сумму. Обратиться в суд о признании собственного банкротства могут и индивидуальные предприниматели. После признания человека банкротом ему на 1 год запрещено заниматься предпринимательской деятельностью — чтобы он снова не влез в кредиты.

Участники обсуждения законопроекта в Общественной палате обратили внимание на суровость норм закона по отношению к должнику. «Человек, купивший в магазине телевизор и вовремя не уплативший за него, может быть по нашему законодательству лишен квартиры, — заметил депутат от ЛДПР Андрей Свинцов. — Мы должны позаботиться о наших гражданах, чтобы они не оказывались сотнями тысяч на улице». По его словам, закон не должен действовать в интересах банков. Процент невозвращенных кредитов физлиц не составляет такой уж серьезной и критичной для банков величины — по словам председателя Совета «Союза потребителей финансовых услуг» Игоря Костикова, это всего лишь 4,2% от выданных кредитов.

Банковское сообщество, напротив, считает закон мягким. «Документ позволяет один раз сказать банку — я банкрот, и не надо с меня ничего трясти — больше Вы с меня ничего не вытрясите». Банк тоже может понимать — ну не возьмешь с него ничего, — считает советник президента Ассоциации российских банков Лариса Санникова. — Этот закон — альтернатива долговой яме, которая никакой функции, кроме наказания, в свое время не несла. А здесь помогают гражданину цивилизованно освободиться от своих долгов».

По мнению Санниковой, именно злостные должники виноваты в том, что добропорядочным гражданам, хранящим деньги в банках, снижают ставки по вкладам. Но угроза финансового кризиса делает закон как никогда своевременным, и его надо принимать, убеждена Санникова.

Закон надо было принимать уже давно, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, данные о величине просроченной задолженности физлиц сильно завышены «Процентов 70% этой задолженности могло бы быть оспорено, исходя из решения высшего Арбитражного суда. Банки должны были бы все пересчитать и честно признать — да, мы драли с Вас скрытые комиссии», — говорит он. Новый закон должен оградить гражданина от ловушек так называемого экспресс-кредитования и микрофинансовых организаций. «Выдавать кредиты под 60% годовых — это изначально направлять людей в бедность и в кабалу. Мы же не разрешаем продавать протухшую селедку, почему мы разрешаем продавать протухший кредит под 100% годовых? Здесь может быть административное решение, потому что последствия для здоровья от таких кредитов могут быть хуже, чем от протухшей селедки», — заключил Янин.

Кстати: Каждый третий россиянин, бравший за последние 12 месяцев кредит в банке, признался, что не всегда мог вовремя внести очередной платеж. Вместе с тем каждый четвертый отказ банка в кредитовании в 2011 году объяснялся плохой кредитной историей, которую достаточно испортить всего одним несвоевременным погашением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *