Морские ворота

На фоне общей нерадостной ситуации в экономике приятный сюрприз преподнесли порты. Оборот грузов в прошлом году неожиданно вырос, и вырос прилично. Давно известно, порты в РФ — очень прибыльный бизнес. Теперь оказалось: ещё и стрессоустойчивый.

Порт

В феврале с морских побережий поплыли отличные новости. Транспортные окна РФ за прошлый год распахнулись заметно шире. Аналитики, глядя на спад продаж всего и вся, не ожидали роста. Когда подвели итоги прошлого года, оказалось: оборот порта Ванино в Хабаровском крае подрос на треть, балтийская Усть-Луга увеличила погрузку втрое. Порты Арктического бассейна ухитрились поднять показатели на 19%. У них заработало долгожданное второе дыхание Северного морского пути. Особое событие для Севера: принял первые корабли порт Сабетта на Ямале. Да, порт построил «Газпром». Разумеется, ради сжиженного газа. Тем не менее, он стал крупнейшим транспортным узлом РФ за Полярным кругом.

Больше всего радуют успехи новых площадок. После 1990 г. в РФ появились восемь крупных портов (разумеется, все — усилиями сырьевиков). Среди них не только широко известные Козьмино, Тамань и Усть-Луга. Также сопоставимые по величине Пригородное, Варандей и Высоцк. В прошлом году доля восьмёрки новичков перевалила за 38%, пишут «Аргументы недели».

С другой стороны, сильно задирать нос не стоит. Всего у России 66 морских ворот. В прошлом году совместными усилиями порты пропустили через себя 589 млн т грузов. Вроде по четыре с лишним тонны на каждого жителя РФ. Куда столько? На деле цифра не велика. Например, крупнейший грузовой узел Европы — голландский порт Роттердам — за прошлый год принял 36 тыс. судов, на которых прибыло 434 млн т товара. Номер один в мире морских перевозок — порт Шанхай: в 2013 г. перевалил 736 млн тонн.

Поражают как цифра, на четверть превосходящая весь морской грузооборот РФ, так и темпы роста китайского порта. За два последних года оборот Шанхая подскочил на 140 млн тонн. Вообще представители России пока не прорвались ни в мировую двадцатку крупнейших грузовых портов, ни в Топ-50 портов контейнерных.

Но, во-первых, всё впереди. Во-вторых, лучше избегать лобовых сравнений. Если посмотреть на другие страны БРИК (кроме КНР), мы выглядим недурно. Скажем, в Бразилии при пятой по величине территории и береговой линии в 7,5 тыс. км — с портами дело плохо. Очередь на разгрузку такая, что вместо обычных 3-4 суток суда стоят на рейдах по месяцу. В Индии, которая всей территорией врезается в океан, при населении в 8,5 раз больше нашего, крупных портов только 12. Кстати, все государственные. Морской грузооборот этой страны — 660 млн т, что немногим выше, чем у РФ.

Угольный след

Что интересно, число крупных портов в регионе не влияет на его долю в общем пироге. Самый прибрежный — Приморский край, может похвастаться 22 терминалами. Что больше всех в РФ. Но его доля в морском обороте — 24,5%.Почти столько же груза переваливают порты Чёрного моря (174 млн тонн). Номер один — Балтийский бассейн, у которого 37% (215,8 млн тонн). Тут видны отличные перспективы, прежде всего для самого водного региона РФ.

Проблема в другом — что именно везут? Понятно, морские терминалы работают в основном на внешнюю торговлю. А там всё те же герои: нефть, уголь и сталь. По нефти цифры такие. В 2013 г. перевалка выросла на 4,6%, достигла 207,5 млн тонн. Иными словами, на чёрное золото пришлось более трети портовой работы.

Между прочим, добыча нефти в РФ в 2013 г. составила 520 млн тонн. Получается, за рубеж сплавили ровно 40% чёрного золота. Не секрет — большинство крупнейших нефтеналивных терминалов расположены на Балтике, на втором месте — Чёрное море. Больше всех тут преуспел государственный порт Приморск в Ленинградской области. Он изначально заточен только под перевалку нефти и дизтоплива. Приморск строили как замену крупнейшего советского терминала в Вентспилсе, который оказался на территории Латвии. У этого спецпорта в прошлом году накапало 62 млн т нефти. Следом идёт Новороссийский морской порт, точнее — его знаменитая нефтегавань Шесхарис. Она перевалила 37 млн т нефти. Далее в нефтяной гонке с большим отрывом следуют балтийская Усть-Луга и дальневосточный порт Козьмино.

Второе место после чёрного золота в обороте портов занимает уголь. Его перевалили 101 млн тонн (годовой рост 13,3%). Для сравнения: в прошлом году в РФ добыли 352 млн т угля, значит, за рубеж продали 29%. Этот товар — основной груз дальневосточных портов (оттуда идёт в КНР). Также сырьевой составляющей добавили такие товары, как удобрения (13 млн т), чёрные металлы (22 млн т), лес (4,4 млн т) и руда (7,4 млн тонн). Нельзя забывать про особую статью — зерно. В прошлом году РФ экспортировала 23 млн т зерновых. Из них 22 млн т перевалили через порты.

Итак, уголёк отобрал шестую часть оборота портов, вместе с нефтью — более половины. Если сложить всю портовую перевалку товаров низкой степени переработки, получим 377 млн т, или 64%.На деле гораздо больше. Судите сами: на перевалку «товаров в контейнерах» пришлось только 44 млн тонн. Именно так Росстат называет любые несырьевые грузы. Выходит, их доля — примерно 7,5%.

Коллекционер портов

Тут становится ясно, что и кому нужно в крупнейших портах. Это трудно скрыть, как бы ни прятались за занавеской офшоров истинные владельцы бизнеса. Негласная скупка портовых хозяйств сырьевыми олигархами идёт с 2000 года. Сначала действовали втихую, но в 2011 г. сумели надавить на правительство, которое согласилось устроить аукционы по продаже золотого дна. Тогда на торги пообещали выставить государственные доли в 13 крупнейших портах РФ.

Например, формально — неизвестно, кто владеет портом Ванино. На бумаге это три загадочнейших офшора, концы которых надёжно спрятаны в воду. На практике — давно не секрет: порты в руках крупнейших нефтяных компаний. Некоторые — металлургических. Так, крупнейший частный нефтедобытчик РФ ЛУКОЙЛ отметился в Мурманском порту и построил терминал Высоцк в Ленобласти. Роснефть оставила след в Находке. Хотя, прежде всего, претендует на самый лакомый кусок прибрежного пирога — Новороссийский порт. Угольщики действуют иначе. Вместо скупки старых портовых хозяйств активно строят перевалочные терминалы на Дальнем Востоке. Компании недовольны монополией местного Восточного порта. Но самый засветившийся в грузовом бизнесе олигарх — владелец Новолипецкого металлургического комбината В. Лисин. У него в коллекции три порта: в Таганроге, Туапсе и Петербурге.

Можно сказать, в РФ сложился портовый клуб богачей. Участников немного, но имена все громкие. Само по себе это неплохо — портам нужны средства на расширение, оборудование и т.д. Заключая союз с олигархами, они их получают. Например, как ещё порт Посьет в Приморском крае получил бы новейший германский погрузочный комплекс с машинами-вагоноопрокидывателями, которые мгновенно разгружают состав, не повреждая вагоны. При этом уголь перед погрузкой чистят магнитными улавливателями, зимой размораживают инфракрасными излучателями. Чтобы пыль не висела в воздухе, ставят водные «капельные завесы». Всё это оплатил «Мечел», кровно заинтересованный в резком ускорении перевалки угля.

Только когда музыку заказывают одни сырьевики, они и обустраивают индустрию под себя. С такими людьми у руля грузовые терминалы превратятся всего лишь в шеренги нефтяных цистерн, вперемешку с угольными горами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *